Высокоскоростные магистрали – дорога в будущее

Высокоскоростные магистрали – дорога в будущее

План развития на стратегическую перспективу

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Событием ноября 2020 года в России стало принятое соответствующими ведомствами решение приступить к проектированию линии высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Петербург, завершить проектирование к 2023 году и ввести новую дорогу в эксплуатацию в 2026 году.

О ВСМ мы уже писали, рассматривая издержки и выгоды, перечисляли страны, входящие в мировой клуб обладателей ВСМ (критерий вхождения прост: маршрутная скорость более 200 км/час). Фиксировали успехи ВСМ Японии, Китая, Франции, Германии. Объясняли, почему в этот клуб входят Узбекистан и Марокко, а Россия и США пока нет.

2019 год 55-летия первой в мире японской ВСМ ознаменовался в России утверждением проекта пилотного 301-километрового участка магистрали Казанской железной дороги до станции Гороховец Владимирской области. После решения, принятого в ноябре, этот проект отложен. Вообще, выбор направлений для российских ВСМ несколько раз менялся между широтными (Москва – Нижний Новгород – Казань) и меридианными (Петербург – Москва – Юг). В развитии российских широтных ВСМ заинтересован Китай, в меридианных – страны Евросоюза.

Главный «мотор» российских ВСМ, первый заместитель гендиректора РЖД, заведующий кафедрой «Высокоскорост­ные транспортные системы» Российского университета транспорта (бывший МИИТ) доктор технических наук А. Мишарин разъясняет: «Высокоскоростные магистрали позволят «освободить людей», вдохнуть жизнь в малые и средние города. Ведь человек измеряет расстояние не в километрах, а часах пути. ВСМ объединит города, став, по сути, «межрегиональным метро». Говоря образно, на скоростях 300-350 км/ч населенные пункты, находящиеся на расстоянии полуторачасовой доступности, становятся остановками будущей «Большой Москвы», «Большой Казани», «Большого Нижнего Новгорода», «Большого Сочи»… Как жители Лиона, Турина едут на работу в Париж или Милан, так и жители Владимира смогут ездить в Москву или Нижний Новгород менее чем за час. Это и будет новое высокоскоростное метро с интервалами движения в 10-15 минут…»

Европейский опыт показывает: в городах на промежуточных остановках ВСМ повышается качество жизни, появляется платёжеспособный спрос, который в свою очередь даёт толчок развитию образования и медицины, сферы услуг. Населённые пункты, находящиеся на расстоянии до 400 километров, будут восприниматься как «большие пригороды». Агломерации расширятся, и такие города, как, например, Казань и Нижний Новгород, станут «пригородами» друг друга. Значение населённых пунктов-остановок не только не снизится, но, напротив, возрастёт.

По самым консервативным данным, в случае постройки ВСМ Москва – Казань прирост валового регионального продукта по двум областям, Нижегородской и Владимирской, составит к 2030 году 76% и 58% соответственно. Простой пример: Орехово-Зуево окажется всего в 20 минутах езды на ВСМ от центра Москвы; сейчас преодоление этого расстояния занимает в 5 раз больше времени.

Благодаря ВСМ офисы крупных компаний, предприятия, университеты, выставочные центры смогут переехать на расстояние в час-полтора езды от центральных станций магистрали. ВСМ децентрализуют деловую активность. Показателен пример Милана, где всё чаще можно встретить консультантов из соседней Болоньи: аренда и персонал там обходятся существенно дешевле, чем в финансовом центре Италии. Ещё пример: власти французского города Ле-Ман с населением в 150 тысяч человек создали вокруг станции ВСМ (час езды от Парижа) технопарк, который дал работу нескольким тысячам человек.

Высокоскоростные поезда – это одновременно и передвижные конторы. Проект «Сапсан» на линии Москва – Санкт-Петербург популярен не только из-за определённой экономии времени по сравнению с авиаперелётом. Возможность проводить переговоры на борту, подключиться к Интернету, участвовать в телеконференциях во многом изменила восприятие транспорта.

В Европе высокоскоростные магистрали во многом вдохнули новую жизнь в ряд бывших промышленных центров. В частности, власти французского Лилля пролоббировали строительство ВСМ через свой город, что обеспечило им полмиллиона туристов ежегодно – в 15 раз больше, чем ранее.

Причина успеха ВСМ в макрорегионе METR (Middle East, Europe, Turkey, Russia) связана не только с социально-экономическими, но и с иными, в том числе экологическими, факторами. Поезд, идущий со скоростью до 320 км/ч, поглощает менее 1 литра топлива на 1 пассажира, что в 4 раза меньше уровня энергопотребления автомобиля и в 7 раз меньше, чем у самолёта при прохождении равного расстояния. Что же касается атмосферных выбросов, то на ВСМ они в разы меньше, чем в авиации. А в случае использования «чистой энергетики» этот показатель может быть и в 100 раз ниже. Например, линия Мадрид – Барселона (620 км) только в 2011 г. принесла экономию в размере 83 млн. евро за счёт меньших выбросов углекислого газа в атмосферу. Наконец, железная дорога в четыре раза более эффективна, чем автодорога с точки зрения провозной способности и занимаемой площади.

Проект высокоскоростных магистралей хорош со всех сторон, кроме… дороговизны. Однако план развития на стратегическую перспективу без таких дорог обойтись не может.

Фото: ruscur.ru

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы