Во время видеоконференции с председателем КНР Си Цзиньпином канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен поставили свои подписи под соглашением об инвестициях с Китаем.

Дипломатия США в марафоне сверхдержав

В Америке усиливается нервозность из-за сдачи ею позиций мировой гегемонии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В последний день уходящего года состоялось событие, которое могло бы стать информационным поводом для первых полос западной прессы, не будь столько страстей по коронавирусу и новогодней суеты. Во время видеоконференции с председателем КНР Си Цзиньпином канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен поставили свои подписи под соглашением об инвестициях с Китаем, рассчитанным на долгую перспективу.

Для канцлера Меркель, которая считает это событие одной из своих побед, соглашением венчается председательство Германии в Совете Европы. Выход на китайский рынок отраслей немецкой автомобилестроительной и телекоммуникационной промышленности, открытые двери для французского финансового бизнеса и прорыв из невыгодного положения европейских компаний и инвесторов в Китае, «который активно заключает соглашения с другими партнерами», стали для Брюсселя новогодним подарком. Ведь Китай – единственная крупная экономика мира, которая после истории с «пандемией» начала расти. Остальные экономики снизили объём производства товаров и услуг.

Реакция в Вашингтоне была противоположной реакции европейцев. Как пишет китайская Global Times, «заместитель советника по национальной безопасности США Мэтью Поттингер (Matthew Pottinger) взорвал бы Евросоюз из-за достигнутого соглашения». Торговый советник Белого дома Питер Наварро (Peter Navarro) назвал соглашение «плохой сделкой», бросающей геополитический вызов Соединённым Штатам.

Общая реакция американской администрации – как они (европейцы) посмели? Вопрос, который скрытно или явно слышится во всех комментариях из Вашингтона, где, словно в отместку, в тот же день ввели дополнительные тарифы на европейские товары, включая немецкие запчасти для самолётов и французские вина.

При этом ни одной буквой инвестиционное соглашение между ЕС и Китаем не касается безопасности США. Однако барабаны войны на Потомаке звучат. «Во внешнеполитических кругах стало общепринятым то, что США и Китай состязаются в «марафоне сверхдержав», который может продлиться целый век. Однако самая острая часть состязания растянется не более чем на десятилетие, – утверждает журнал Foreign Affairs, издаваемый Советом по международным отношениям (Council on Foreign Relations). – …Момент максимальной опасности наступит через несколько лет».

Фото: REUTERS/Tingshu Wang

Чтобы «уберечь мир от катастрофы», Америка, считают в Госдепе, должна опереться на три принципа. Первый – отрицать успехи Китая, способные, в принципе, изменить баланс мировых сил. Больше всего в Соединённых Штатах опасаются возвращения Тайваня в состав КНР и китайского превосходства в создании телекоммуникационной сети 5G. При этом известно, что если бы не США, философия Дэн Сяопина «одна страна – две системы» прижилась бы на Тавйване ещё до конца ХХ века. Ну а сети 5G Китай «застолбил» давно, в 2014 году, когда пекинская компания ZTE первой предложила концепцию Pre-5G и через год открыла станцию в Барселоне. Итак, первый базовый принцип новой дипломатии США смотрится шатко. А что второй?

Второй диктует опираться на существующие или доступные в ближайшем будущем инструменты сдерживания, не отвлекаясь на средства, разработка которых потребует годы. Главное из таких средств – более 800 американских военных баз, разбросанных по миру.

Наконец, третий принцип требует избирательно «демонтировать» влияние Китая, не старясь изменить линию поведения Пекина. Не надо соблазнять Пекин возможностями ВТО, МВФ и т. п., ставка должна быть сделана на целенаправленное истощение китайских ресурсов.

Америка должна готовиться к наступательно-агрессивным действиям не в будущем, а сейчас, чтобы предотвратить более мощное сопротивление впоследствии.

«Если Китай поглотит Тайвань, – пишет Foreign Affairs, – он получит доступ к технологиям мирового уровня и обретёт «непотопляемый авианосец», проецирующий военную мощь на западную часть Тихого океана, плюс возможности блокады Японии и Филиппин... Тайвань – это ось силы в Восточной Азии: контролируемый Тайбэем, остров является крепостью против китайской агрессии». Стоит вникнуть в эту сентенцию, чтобы лучше разглядеть американское понимание миропорядка. По периметру Тайваня находится десяток военно-морских баз США – и в глазах Вашингтона это делает США посланником мира!

Американский флот в Южно-Китайском море

Фото: REUTERS/Mike Blake

Несмотря на плотное кольцо уже существующих военных баз, по замыслу Совета по международным отношениям, Вашингтону следует разместить новые ракетные установки и вооружённые беспилотники на базах поблизости и по возможности на самом Тайване. Предлагается прекратить строительство дорогостоящих авианосцев, а финансировать барражирующие крылатые ракеты и «умные мины» (smart mines). К «подручным инструментам» США относят и своих союзников. Брюсселю велено считать Китай «системным противником», Великобритании, Франции и Германии – направить морские патрули для сдерживания Пекина в Южно-Китайское море и Индийский океан. И однако же вот – соглашение об инвестициях с «системным противником»...

«Сейчас пришло время для мировых сверхдержав перестать бросать камни из стеклянных домов»,пишет европейское издание Project Syndicate. Так и есть. Живя в стеклянном доме, разбрасываться камнями ни к чему. Подписанное соглашение между Евросоюзом и Китаем выгодно Европе, выгодно Китаю и даже выгодно Соединённым Штатам, только в США этого не хотят замечать, нервничая по поводу сдачи собственных позиций мировой гегемонии.

Заглавное фото: REUTERS/Johanna Geron

Статьи по теме