Статья первая
Статья вторая
Статья третья
Статья четвёртая
Статья пятая
Статья шестая
Статья седьмая
Статья восьмая
Прогноз Saxo Bank №5 из цикла «Шокирующие предсказания» сформулирован так: «Революционные разработки в области термоядерной энергии обеспечат обилие энергоресурсов».
Автор прогноза – Питер Гарнри, глава отдела стратегий ценных бумаг банка. В начале прогноза напоминается о величайшей революции в энергетике, которая была составной частью промышленной революции конца XVIII – начала XIX вв.: «Прогресс человеческого общества, достигнутый за прошедшие 250 лет, стал возможен только благодаря использованию энергетических мощностей, имеющих все большую плотность. От древесины и каменного угля до ископаемых видов топлива – возникновение новых отраслей стало возможным благодаря высокоплотным энергоносителям. Также благодаря им повысились производительность и уровень благосостояния общества».
Автор предсказывает, что планы развития экономики на основе новых технологий потребуют ещё больших объёмов энергии: «А если рассматривать многообещающие технологии будущего, начиная от вакуумных поездов и искусственного интеллекта и заканчивая производством водорода путем электролиза и опреснения воды, более дешевые энергоносители более высокой плотности являются ключевым условием. Если наша экономика продолжит развиваться темпами близкими к историческим, нам понадобится еще намного больше энергии».
Да, сегодня много планов в области развития энергетики. Прежде всего, за счёт развития альтернативных источников энергии, которые, как нам говорят, будут экологически более безопасными. Однако, по мнению автора прогноза, более низкие нагрузки на окружающую среду альтернативных источников и методов получения энергии будут перекрыты растущими объёмами производимой энергии. В итоге суммарный экологический ущерб энергетики снизить не удастся, скорее он будет нарастать: «По большей части эту проблему нельзя решить с помощью альтернативных источников энергии и технологий получения электроэнергии экологически чистым методом. Да, возможно, наносимый ими вред окружающей среде ниже, но влияние энергоносителей более низкой плотности на всю систему в целом означает, что они являются очень значительным шагом назад. Сейчас миру как никогда необходимо коренным образом изменить энерго-технологии».
Решение проблемы автор прогноза видит в искусственном интеллекте (ИИ), который подскажет, как «оптимизировать» энергетику. Почему-то автор полагает, что ИИ откроет широкую дорогу такому направлению развития нетрадиционной энергетики, как термояд: «В 2021 году улучшенные алгоритмы искусственного интеллекта решают задачи нелинейной физики плазмы невероятной сложности, освобождая путь для использования термоядерной энергии в коммерческих целях».
Оказывается, автор имеет в виду конкретный вид термоядерного реактора, который разрабатывался в Массачусетском технологическом институте (МТИ) и в 2020 году был существенно доработан с использованием ИИ. Название этого реактора SPARC: «Инженеры скорректировали проект SPARC, добавив новые модели, нацеленные на достижение фактора приращения энергии равного 20, что привело к самой масштабной революции в области энергетических технологий со времен открытия атомной энергии».
Аббревиатура SPARC хорошо известна специалистам. Она означает Scalable Processor ARChitecture, что можно перевести как «масштабируемая архитектура процессора». Первые варианты такой архитектуры были созданы в 1985 году американской компанией Sun Microsystems – производителем аппаратного и программного обеспечения, одной из фирм Силиконовой долины. В 2009-2010 гг. она была поглощена американским IT-гигантом Oracle. Развитием архитектуры SPARC занимается независимая некоммерческая организация SPARC International, Inc., основанная в 1989 году. Членство в SPARC International открыто для всех желающих. Физика термояда уже до мельчайших подробностей известна разработчикам, поэтому проект SPARC нацелен исключительно на создание эффективного цифрового приложения к реактору. Проект SPARC имеет дело с «горячим» термоядом, который для наглядности называют «горящей плазмой» или «искусственным солнцем» (есть ещё «холодный» термояд, но возможности его практического применения более неопределённые).
Не думаю, что автор прогноза имеет глубокие познания в области термоядерной энергетики, ибо он представлен как трейдер банка на рынке ценных бумаг. Полагаю, он лишь воспроизвёл ту сенсацию, которая прозвучала осенью 2020 года. Источником сенсации стала публикация в сентябрьском номере американского научно-технического журнала Journal of Plasma Physics. Речь идёт о тестовом реакторе SPARC. В статье говорится, что, если тестовый термоядерный реактор действительно достигнет упомянутого рубежа эффективности, он может открыть путь для массового производства чистой энергии. Жизнеспособный термоядерный реактор, который производит многократно больше энергии, чем потребляет, может быть готов к 2025 году.
Учёные и инженеры, имеющие отношение к проекту SPARC, а также журналисты, пишущие на эту тему, обращают внимание на то, что «горячий» термояд имеет неоспоримые преимущества по сравнению с другими альтернативными источниками энергии. Во-первых, это неиссякаемый источник. Топливом для термояда является водород, которого хватит на миллионы лет. Во-вторых, как утверждают поборники этого вида энергии, его плюсом является полное отсутствие вредных отходов. Термояд не продуцирует парниковый газ, не эмитирует загрязняющих атмосферу вредных веществ, не создаёт опасных аварийных ситуаций. Даже если возникнет какая-то неполадка, максимальным её следствием будет выброс безопасного для человека водорода. Проблемы утилизации отработанного радиоактивного топлива не существует.
«Мы занялись этим исследованием, потому что мы пытаемся решить действительно серьёзную глобальную проблему, – говорит один из ведущих разработчиков SPARC Мартин Гринвальд (Martin J. Greenwald) из МТИ, занимающийся физикой плазмы. – Мы хотим оказать влияние на общество. Нам нужно решение проблемы глобального потепления, иначе цивилизация окажется в беде. Похоже, переход на термоядерную электроэнергетику может помочь исправить ситуацию».
Подобные рассуждения воспроизводит в своём прогнозе и Saxo Bank: «Овладение технологиями получения термоядерной энергии откроет двери в мир, в котором больше нет недостатка воды или пищи, что станет возможным благодаря опреснению воды и вертикальным фермам. В этом мире будет дешевый транспорт, беспрепятственное использование робототехники и средств автоматизации производства, а это приведет к тому, что текущему поколению молодежи больше не нужно будет работать из-за нужды. И, послушайте, а что насчет побочного уменьшения выбросов CO2, параллельно замедляющему изменению климата? Более того, благодаря термоядерной энергии почти каждая страна станет независимой в плане производства продуктов питания и энергии и будет наблюдать повышение стандартов жизни наиболее быстрыми темпами из когда-либо существовавших».
Это светлое будущее, ключом в которое призван стать проект «горячего термояда» SPARC, должно, по мнению Питера Гарнри, наступить в самое ближайшее время: «Еще большую важность имеет тот факт, что огромные инвестиции со стороны государства и частного сектора позволят внедрить новый проект источника термоядерной энергии в ближайшие несколько лет». Тут наш предсказатель будущего явно спешит. Даже разработчики реактора SPARC планируют, что первый пригодный для эксплуатации реактор появится не ранее 2025 года. Если даже начнётся массовое тиражирование такого реактора, совсем не значит, что быстрое внедрение «горячего» термояда в жизнь принесёт пользу миллиардам людей на Земле. В истории человечества были научно-технические прорывы, в том числе в сфере энергетики, но бенефициарами технических новшеств всегда становились крупнейшие корпорации, создававшие новые рынки, которые они контролировали и двигали в нужном для себя направлении.
Бывали обратные ситуации: крупнейшие корпорации, оседлавшие те или иные рынки, блокировали развитие новых технологий, которые могли грозить утратой этими корпорациями их монопольных позиций. Взять, к примеру, атомную энергетику, которая зародилась после Второй мировой войны. Она основана на цепных реакциях деления ядер плутония-239 или урана-235. Первая АЭС была построена в СССР в 1954 году (Обнинск). Конечно, первое поколение АЭС использовало технологии, которые не исключали рисков аварий и даже утечек радиоактивных материалов. Со временем надёжность реакторов повышалась. Как говорили ещё в советское время мои знакомые физики-ядерщики, на АЭС была создана надёжная многоуровневая «защита от дураков».
В 60–70-е годы ХХ века в мире наблюдался бум развития атомной энергетики. Даже самые большие скептики соглашались, что до конца века большая часть электроэнергии в мире будет производиться на атомных электростанциях.
Однако неожиданно атомная энергетика «споткнулась». По миру прошла серия аварий и катастроф на АЭС. Особенно резонансными были две катастрофы – на американской АЭС в Три-Майл-Айленд (штат Пенсильвания) 28 марта 1979 года и на советской АЭС в Чернобыле 26 апреля 1986 года. 80-е годы ХХ столетия – время, когда в мире началась антиядерная истерия. Строительство новых АЭС повсеместно было остановлено. Ряд действовавших АЭС были выведены из эксплуатации. И у этой антиядерной кампании есть очень нехороший душок. Есть достаточно много свидетельств тому, что происходившие аварии – не результат «фатального стечения обстоятельств» или халатности, что они были рукотворны, это результат спланированных операций.
Кому могло быть нужно подобное? А тем, кому атомная энергетика угрожала как конкурент. Речь идет о монополиях, оседлавших мировой рынок углеводородов (нефти и природного газа). Угроза потерять свои рынки заставила нефтегазовых гигантов (прежде всего, нефтяной картель «семь сестёр») объявить войну атомной энергетике.
Увы, сегодня почти никто не вспоминает о многих странных обстоятельствах, которыми сопровождались атомные катастрофы конца ХХ века, как почти никто не вспоминает странные обстоятельства террористического акта 11 сентября 2001 года. Для тех, кто хотел бы понять, какую роль американские нефтяные гиганты играли в определении путей развития мировой энергетики, в том числе атомной, рекомендую познакомиться с книгой известного американского экономиста и политолога Уильяма Энгдаля «Столетие войны. Англо-американская нефтяная политика и Новый мировой порядок» (Пер. с англ., СПб, 2008).
Автор прогноза Saxo Bank плохо представляет движущие силы, определяющие направления развития и структуру мировой энергетики. Его представления о том, что будущее энергетики определяется исключительно научными открытиями и новыми технологиями, крайне наивны.
Фото: FuturoProssimo