За перипетиями смены власти в США и другими событиями как-то на задний план отошла ситуация в Белоруссии. Там все вроде обманчиво затихло, однако именно оттуда должна, по замыслам «мировых лидеров», начаться новая буря, призванная смести их противников на Востоке. В настоящий момент главная угроза для России таится не там, где её, возможно, ожидают, а на самой короткой и прямой линии к Москве – и придёт она с белорусского направления.
Путь на Москву всегда лежал через р. Неман
Роль этого направления в «перенапряжении» или «истощении» России была определена в специальной стратегии, разработанной корпорацией RAND по заказу Пентагона в 2019 году (Extending Russia Competing from Advantageous Ground).
Тогда для изменения политики Белоруссии в свою пользу американские стратеги сформулировали два альтернативных подхода.
План А
Последовательно поддерживать белорусскую оппозицию, добиваясь смещения многолетнего «диктатора» Белоруссии и продвижения либерализации вплоть до изменения существующего в стране строя.
Подчеркивалось, что «лишение России ее единственного настоящего союзника несомненно было бы очевидной геополитической и идеологической победой для Запада». Даже если усилия США по поддержке белорусской оппозиции не принесли бы желаемого результата, само проведение подобной кампании нанесло бы ущерб лидерам России, легло бы на неё дополнительным бременем и способствовало бы усилению оппозиции в ней самой.
План В
В то же время США могли бы пойти и по другому пути, «усмирив оппозицию» и оказав экономическую помощь «режиму Лукашенко» в обмен на его «более тесную связь» с Соединёнными Штатами. Другими словами, если бы он согласился следовать в фарватере Вашингтона, на белорусскую оппозицию можно было бы и наплевать. «Возможно, – как подчёркивалось, – это было бы даже более рационально».
На тот момент было признано слишком рискованным ставить задачу непосредственной смены режима в Минске и изменения его геополитической ориентации ввиду неизбежного «мощного отпора» со стороны России и слабости белорусской оппозиции. Была принята линия на вовлечение Лукашенко в навязанную ему игру с одновременными поисками его замены из числа собственных сподвижников.
На отрезке времени 2019 года и значительной части 2020 года в Белоруссии осуществлялся «план В» корпорации RAND. В главных центрах осуществления этого плана – американских фондах СЕРА и The Jamestown Foundation – исполнители цинично назвали его «Игра с Лукой».
И что интересно, на сегодняшний день эти две организации вдруг как-то утратили былой интерес к Белоруссии. Статей по ней почти не стало, контакты с белорусскими коллегами прекратились, даже из кадрового состава этих фондов исчезли эксперты и бывшие политики типа генерала Бена Ходжеса, ещё недавно осаждавшие Минск, встречавшиеся с А. Лукашенко и заверявшие его в дружбе и уважении.
Набивавшийся в друзья к Лукашенко генерал Бен Ходжес: куда пропал?
Всё просто. Под влиянием бурных событий в стране и в мире сменилась стратегия. «План В» отправлен на свалку, осуществляется «план А». Ресурсов прежних «фабрик мысли» хватало разве что на интриги, но не на смену режима. Для организации более масштабных действий понадобилась организация покрупнее и повлиятельнее. Ею, судя по всему, стал Атлантический совет (Atlantic Council)***, в котором начиная с 2021 года сконцентрированы крупные экспертные силы, занятые на концептуальном уровне разработкой планов по дестабилизации Белоруссии. Во вновь созданную группу включены, в частности, специалисты с опытом проведения «цветных революций» в Грузии и на Украине.
Атлантический совет формально считается некоммерческой организацией, но на самом деле это официозный посредник между государством и экспертным сообществом США, член Ассоциации НАТО, финансируемый многими западными странами. Помимо Америки, он управляет десятью региональными центрами в Европе.
В Атлантическом совете
В конце января – начале февраля Атлантический совет провёл многодневную «научно-практическую» конференцию по Белоруссии, заложив новые концептуальные основы и практические шаги Запада в отношении этой страны на ближайшую перспективу. Похоже, это замена всех предыдущих наработок RAND, СЕРА и The Jamestown Foundation. В основу обсуждения был положен доклад «Новые возможности Джо Байдена в Белоруссии» Андерса Ослунда, Мелинды Харинг, Джона Хербста (бывший посол США на Украине) и Александра Вершбоу (бывший посол США в России и заместитель генсека НАТО). По признаниям авторов, «доклад внимательно изучается в самых высоких кругах». Всемерная поддержка ожидается, в частности, авторами от «кормилицы майдана» Виктории Нуланд, вернувшейся в Госдепартамент. Непосредственное участие в обсуждении проекта принимал и известный куратор многих «цветных революций» в Евразии, помощник замгоссекретаря Джордж Кент.
Дж. Кент
Основной посыл данного доклада цинично прост и ясен: «Ставка Запада должна состоять в том, чтобы сделать Белоруссию в будущем своей». Никакого «заигрывания с режимом» больше не будет, планируется его смена. Авторы уже направили на утверждение Дж. Байдену санкционный список из «сотен белорусских чиновников» и компаний, обслуживающих «личные финансы Лукашенко». Постулируется, что США должны относиться к Лукашенко «как к бывшему президенту Белоруссии». Совершенно экзотическая, невиданная в дипломатической истории схема предлагается для поддержания официальных связей с этой республикой. Американский посол в стране Джули Фишер должна занять свой пост в Минске, но верительные грамоты Александру Лукашенко не передавать. «В зависимости от ситуации ей следовало бы посещать Вильнюс» (видимо, для вручения верительных грамот Тихановской или кому-то ещё, кого там сочтут достойным. – Д.М.).
«Послы-невидимки»
Подчёркивается, что для достижения успеха в Белоруссии лояльных им сил и вывода страны «из орбиты России» США должны действовать «тонко и чётко». Байден, по мнению авторов, «имеет историческую возможность» выполнить указанные задачи. В последние годы «не было лучшего шанса, чем кризис в Белоруссии», чтобы обеспечить лидерство США в Европе. Белоруссия должна стать главным приоритетом новой администрации на всём пространстве бывшего СССР благодаря открывающимся там возможностям. Однако обеспечение демократических изменений в Белоруссии – «задача не из лёгких с учётом внутреннего сопротивления и решительной позиции Москвы». Россия, признаётся в докладе, продолжает оставаться ключевым геополитическим игроком в Белоруссии. Вероятно, она готова рассмотреть и военный вариант, на который в данной ситуации «по ряду печальных причин неспособны Соединённые Штаты».
При этом, утверждает доклад, чем больше будет продолжаться противостояние в Белоруссии, тем более поляризованным станет её общество. Это может привести к тому, что у Москвы и Лукашенко не останется другого выбора, кроме «жестоких репрессий». Прогнозируется, что для белорусов возможное привлечение российских военных, в случае если белорусские службы проявят нерешительность, будет иметь «отчуждающий от России эффект». В свою очередь, это может вызвать недовольство и в РФ.
Что примечательно: о каком бы направлении работы по Белоруссии ни рассуждали эксперты Атлантического совета, они почти всегда проецируют этот опыт на Россию. Минск рассматривается ими преимущественно как удобный «трамплин для прыжка» в Россию, как рычаг для её раскачивания. Предлагается, например, ввести санкции в отношении российских СМИ и журналистов, «участвующих в пропагандистских кампаниях, направленных против белорусского движения протеста».
«Для управления российской реакцией на события в Белоруссии» предлагаются иезуитские меры.
1. Администрация Байдена должна «в частном порядке предупредить оппозиционеров и посоветовать им до поры до времени избегать любых сигналов, свидетельствующих о желании войти в состав Евросоюза или НАТО».
2. Вместе с Евросоюзом администрация Байдена должна поддерживать регулярный дипломатический диалог с Москвой и подчёркивать, что «нынешнее движение протеста имеет отношение лишь к внутренней белорусской политике, а не к геополитике».
3. Администрация Байдена должна ясно довести до Москвы, что она «столкнётся с дополнительными санкциями, если направит свои силы безопасности (открыто или скрыто, включая направление военных и военной техники) в Белоруссию для поддержки Лукашенко или подавления протестов в Белоруссии».
Что более поразительно в этой стратегии, направленной через «белорусский фронт» на Россию, – беспримерное нахальство или отсутствие даже видимости попыток скрыть, что разработчики данного плана предлагают «заморочить голову» Москве, считая, что это несложно?
(Окончание следует)