Федеральные власти объявили, что в конце августа в Багдаде должен состояться «региональный саммит», не указав ни дату, ни повестку, ни состав участников. 15 августа премьер-министр Мустафа аль-Кязыми пригласил на саммит президента Франции Э. Макрона, а также лидеров Турции, Ирана, Египта, Саудовской Аравии, Катара, Кувейта и ОАЭ. В тот же день лидер шиитского «народного ополчения» Фалех Файяд отправил приглашение президенту Сирии Башару Асаду, но МИД Ирака заявил, что только глава правительства имеет полномочия приглашать участников и сирийского президента среди приглашенных нет.
Такое откровенно недружественное заявление, а по сути – открытый выпад, не назовёшь взвешенным. Чтобы сгладить «неловкость», Ф. Файяд во главе делегации «народного ополчения» срочно вылетел в Дамаск. Сирийский лидер гостей принял, и, согласно сообщению информационного агентства SANA, «в ходе переговоров обсуждались меры, принятые для расширения совместного двустороннего сотрудничества во всех сферах, что приносит пользу двум братским странам и отвечает их интересам». Сдержанное заявление Дамаска выгодно отличается от сообщения пресс-службы Файяда, оповестившей, что во время встречи лидер «народного ополчения» разъяснил, что исключение Б. Асада из списка лидеров, приглашённых на Багдадский региональный саммит, было вызвано «неблагоприятной ситуацией для его участия, но это не означает, что Ирак не признает важную роль Сирии в регионе». Получилось крайне неуклюже.
Можно констатировать – «саммит» в Багдаде понес серьезные репутационные потери ещё до начала мероприятия. Вызывает вопросы и сама идея созыва такого «совещания» в стране, балансирующей на грани очередного масштабного кризиса.
Всё больше аналитиков в Ираке приходят к выводу, что проведение парламентских выборов в назначенный срок (10 октября) грозит федеральным властям большими неожиданностями. Первоначально назначенные на июнь, эти выборы уже откладывались, и в интересах Багдада было бы их вновь перенести – уж очень неблагоприятна ситуация в стране. Однако Высшая избирательная комиссия Ирака снова подтвердила, что всё идёт по плану и «в соответствии с графиком». МИД уже подписал соглашения с рядом иностранных дипломатических миссий о направлении наблюдателей. Так, посол ЕС в Багдаде Мартин Хут сообщил, что был «очень рад подписать договоренности, которые позволят ЕС развернуть миссию по наблюдению за предстоящими парламентскими выборами в Ираке, которые состоятся 10 октября». Посол РФ Эльбрус Кутрашев также объявил, что Россия планирует направить в Багдад специальную группу для наблюдения за парламентскими выборами и оценки результатов голосования. Представитель ЦИК заверил, что комиссия завершила все приготовления, которые позволяют ей провести выборы «на юридическом и тактическом уровнях». Между тем уже более 25 фракций и независимых кандидатов отказались от участия в выборах.
Не способствует предвыборным настроениям и нарастающая террористическая деятельность. С начала августа были взорваны более 50 опор ЛЭП, 12 августа без энергоснабжения остался город Самарра (провинция Салах эд-Дин) с населением около 400 тысяч человек. Нападения произошли и в других провинциях: 9 августа были взорваны семь опор электропередачи и без света остался весь район Дибис в провинции Киркук. Ни одна группа или организация не взяла на себя ответственность за эти атаки, но правительство считает, что за ними стоят террористы запрещённого в России «Исламского государства»*.
Ирак в значительной степени зависит от поставок энергоносителей из Ирана, импортируя треть своих потребностей в газе и электроэнергии – собственных возможностей не хватает, чтобы обеспечить потребности хотя бы половины 40-миллионного населения. 10 августа министр энергетики Ирака Адель Карим заявил, что Иран полностью приостановил экспорт электроэнергии в Ирак. По словам министра, Тегеран объяснил такое решение нехваткой воды, на которой работают ГЭС в Иране.
О криминогенной обстановке в стране красноречиво говорит то, что 10 августа в центре священного для шиитов города Кербела был застрелен его мэр. Абир Салим аль-Хафаджи приехал на один из центральных рынков города в рамках кампании по пресечению злоупотреблений, когда нападавший приблизился к нему вплотную и произвел три выстрела из пистолета. Премьер М. Аль-Кязыми прибыл в Кербелу, чтобы лично выразить соболезнования семье градоначальника и по сложившейся традиции заверить, что ни одно преступление не останется безнаказанным.
Работу системы юстиции в Ираке лучше всего демонстрирует случай, который посчитали бы невероятным даже начинающие сценаристы индийских фильмов-боевиков. 16 августа в одном из столичных судов был вынесен приговор в отношении бывшего командующего ВВС страны. Его признали виновным в коррупции и растрате государственных средств, назначенное наказание – два года тюремного заключения. Осужденный попросил забрать свои личные вещи из автомобиля, после чего «направил пистолет на сопровождавшего его конвоира, сел в машину, за рулем которой находился его племянник полковник Аршад Салех Мохаммед Амин, и уехал». Через несколько часов генерал сдался властям, будучи в хорошем настроении. Этого времени ему хватило, чтобы связаться с Эрбилем и заручиться необходимой поддержкой.
Бывший командующий ВВС Ирака генерал-полковник авиации Анвар Хама Амин
Дело в том, что генерал-полковник Анвар Хама Амин, занимавший пост командующего ВВС много лет, пока его не уволили в 2020 году, – курд! В Ираке всем известен другой курд, тоже генерал-полковник, который много лет возглавлял Генеральный штаб. Именно на нем лежит основная вина за позорное бегство шести дивизий в 2014 году и гибель тысяч военнослужащих, расстрелянных террористами ИГ*. Несмотря на это, НГШ был уволен с почестями (с вручением наградного оружия) и стал советником президента Курдской автономии. А тут – банальная растрата, подумаешь! Да в Ираке с 2003 года пропало более 400 миллиардов долларов государственных средств, что в три раза больше государственного бюджета и вдвое больше ВВП.
Нельзя не отметить совместное заявление министра нефти Ирака Ихсана Абдель Джаббара и министра природных ресурсов регионального правительства Курдистана о готовности «открыть новую страницу» в решении проблем энергетической сферы. Министерство нефти в Багдаде заверило, что намерено устранить все технические и финансовые барьеры в отношениях с автономией. В свою очередь курдистанский министр выразил надежду, что отношения с федеральным правительством улучшатся и в будущем могут быть разработаны совместные проекты.
В Эрбиле уже приступили к реализации решений, которые не могут не насторожить инвесторов и операторов объектов нефтегазовой отрасли. Под лозунгом защиты окружающей среды разворачивается масштабная кампания по «предотвращению экологических нарушений». 17 августа мэр Эрбиля заявил, что в связи с многочисленными жалобами местных жителей на загрязнения воздуха власти закрыли 27 заводов, в том числе нефтеперерабатывающих, которые допускали вредные выбросы в атмосферу.
О серьезности намерений говорит официальное распоряжение, направленное 13 июля всем нефтегазовым операторам – им отведено 18 месяцев для того, чтобы прекратить сжигание попутного газа. При этом в двухстраничном письме, которое получили и иностранные компании, подразумевается, что все работы операторы должны провести за свой счет. И это притом, что многие вложили огромные средства в развитие инфраструктуры; выполнение указания в такие сжатые сроки существенно ухудшит их финансовое положение.
В этих условиях американский гигант ExxonMobil принял решение полностью свернуть свою деятельность в Ираке. Помимо объявленной продажи своей доли в месторождении Западная Курна-1, компания уже избавилась от участия в проекте "Башика" в Иракском Курдистане – 3 августа ее акции выкупил норвежский газовый оператор DNO ASA.
Многочисленные сообщения о намерениях компании «Лукойл» относительно проекта «Западная Курна-2», которые то подтверждал, то опровергал министр нефти Ирака, получили теперь официальное подтверждение от президента «Лукойла». Вагит Алекперов признал: «На часть доли есть желающие. Пока нам министерство отказало в этом желании, потому что они удовлетворены работой компании на территории Ирака… Поэтому продолжаем переговорный процесс по улучшению экономики на Западной Курне-2, особенно по пласту Ямама… Блок 10 – они дали добро на раннюю нефть, это 30 тыс. баррелей в сутки, и дали добро на начало FID и его эксплуатации».
Западная Курна-2. Фото: nbj.ru
По настоянию иракской стороны величина полки добычи для «Лукойла» за последние 10 лет снижалась трижды, и весьма существенно. В итоге компания, рассчитывавшая на прибыль в размере 18,5% годовых, имеет гораздо более скромные показатели. В феврале 2017 года В. Алекперов сообщил, что компания возместила затраты на первый этап разработки Западной Курны-2, которые составили $6 млрд. Вторую фазу освоения месторождения он оценил в $6,5 млрд., а суммарные инвестиции в полномасштабную реализацию должны были составить 25 млрд. долларов. Эта задача представляется совершенно нереальной, поскольку при навязанном сокращении добычи и компенсации в 1,15 доллара за добытый баррель окупить проект не удастся и за два десятилетия. Размер прибыли – основной показатель любой коммерческой деятельности, и можно смело оставить за скобками дипломатические выражения про то, как высоко ценят иракцы работу «Лукойла». А месяц назад премьер М. аль-Кязыми распорядился форсировать выполнение соглашения, заключенного в 2019 году с Пекином, о разработке двух нефтеносных участков в провинции Басра (сейсмологические работы будут проводить совместно китайская CNOOC и иракская Oil Exploration Company). Вопрос сводится не к тому, уступит ли «Лукойл» свою долю, а к тому, когда это произойдёт.
P.S. 18 августа власти Эрбиля закрыли несколько автомоек за «нецелевое» использование питьевой воды. В специальном заявлении сказано, что автомойки должны использовать современные технологии рециркуляции, чтобы не расходовать питьевую воду. Мера довольно актуальна на фоне стремления решить проблему нехватки в столице автономии, где возникли трудности с поставками питьевой воды.
Фото: orientalreview.org