Считаю, что, организовав демонстративный совместный проход российских и китайских военных кораблей по разделяющим Японские острова проливам, власти Российской Федерации и Китайской Народной Республики избрали эффективный метод охлаждения разгоряченных японских голов. Вслед за безответственными японскими пользователями Интернета с их призывами для борьбы с соседними государствами обзаводиться ракетно-ядерным вооружением, авианосными кораблями, формированиями для высадки десантов на острова противника с целью их «освобождения» заговорили об этом, казалось бы, вполне ответственные высокопоставленные политики Страны восходящего солнца.
Напомним, что не имеющая по Конституции права обладать армией, авиацией и флотом Япония по ассигнованиям на существующие в нарушение Основного закона страны вооруженные силы тратит почти столько же, сколько Германия и Великобритания. И что поразительно, больше, чем вторая по военной мощи мира – Российская Федерация!
Ведя разговоры с японскими политиками и политологами, я часто слышу, что-де львиная доля расходов приходится на содержание и социальное обеспечение японского персонала вооруженных сил. Сетуют мои собеседники и на то, что японские налогоплательщики вынуждены ежегодно выделять громадные средства на содержание контингента американских войск, дислоцированных на почти сотне военных баз и объектов США в Японии.
Оправдывая создание в стране штурмовых десантных подразделений «для освобождения отдаленных островов», в Японии заявляют, что такие подразделения проводят маневры с армией США на случай освобождения захваченных Китаем островов Сэнкаку (Дяоюйдао по-китайски), которые Пекин считает исторически своими. В ответ на напоминание о том, что официальный Токио считает «захваченными» и принадлежащие России южнокурильские острова, японцы это признают, но убеждают, что пока вопрос об «освобождении северных территорий» (Курильских островов) силой не стоит: мол, об этом говорят лишь маргиналы. Может быть, пока это и так, но, судя по комментариям в японских СМИ, «маргиналов» в Стране восходящего солнца становится все больше.
Да и только ли они зовут к возрождению Японии как «великой военной державы»? Выдвинувшая при поддержке японского «ястреба» от политики Синдзо Абэ свою кандидатуру на пост председателя правящей партии ЛДП и премьер-министра женщина-политик Санаэ Такаити в своей программе призывает к удвоению бюджетных ассигнований на военные нужды Японии. А также к размещению в стране нацеленных на КНР и Россию американских ракет средней дальности, способных нести ядерные заряды. А премьер-министр Фумио Кисида провозгласил о принятии в ближайшее время новой оборонной доктрины, предусматривающей право Японии наносить превентивные удары по военным объектам соседних государств.
Однако вернемся к переполоху, который наделали российские и китайские корабли, пройдя через близлежащие к Японии международные проливы. Министр обороны Японии Нобуо Киси назвал совместный проход кораблей ВМФ России и ВМС Китая через проливы Цугару и Осуми демонстративным. «Столь крупномасштабное и длительное действие, – заявил он на пресс-конференции в Токио, – было предпринято впервые, это беспрецедентно. Полагаю, что оно было задумано как демонстрация в адрес нашей страны». Напомним, что 18 октября совместная китайско-российская военная эскадра в составе 10 кораблей, в том числе 5 китайских ракетных эсминцев и 5 российских эсминцев с судами обеспечения, прошла через соединяющий Японское море с Тихим океаном пролив Цугару (Сангарский), что между японскими островами Хоккайдо и Хонсю. Затем такой проход был предпринят и по проливу Осуми, что в островной гряде Рюкю (Окинава).
Автор издания Yahoo News Japan Ёсикадзу Тагами разъясняет переполошившимся японским гражданам, что проход объединенной военной эскадры флотов России и КНР, считающихся потенциальными противниками Японии, не противоречит международным законам, ибо иностранные военные корабли использовали нейтральные воды для выхода в Тихий океан.
Тагами пишет: «Пролив Цугару используется для международного судоходства, и военные корабли тоже могут проходить через него, но совместный одновременный проход через пролив боевой группы китайских и российских кораблей осуществлен впервые и привлек значительное внимание как в Японии, так и у международной общественности. Что касается правового статуса пролива Цугару, его особенностью является то, что территориальные воды Японии, которые должны по международным законам составлять до 12 морских миль, в этом проливе в одностороннем порядке сужены до 3 морских миль в соответствии с японским законом о территориальных водах… Не секрет, что в японском обществе раздается много голосов в пользу отмены указанного закона о 3-мильной «особой морской зоне» Японии в проливе Цугару».
Японское правительство организовало нейтральные воды в своих проливах в значительной степени для кораблей американского союзника с ядерным оружием на борту. Устанавливая свои территориальные воды в проливах в 3 мили, японское правительство объясняло это тем, что страна придерживается «трех неядерных принципов» и не может допустить, чтобы в ее территориальные воды заходили суда с таким вооружением. Дескать, пусть они ходят формально международными водами. Как признает Ёсикадзу Тагами, «в последнее время появилось много информации о том, что речь тогда шла об американских ядерных подводных лодках, которые активно ходили по японским проливам и должны были иметь свободу для маневра «вне японских территориальных вод». О тайных договоренностях с американцами по поводу 3-мильной зоны сообщало в июне 2009 года информационное агентство «Киодо цусин».
По установленному японцами законодательству через японские проливы могут свободно проходить не только американские, но и любые иностранные корабли. И это, как отмечает автор, предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву. Однако даже до того, как была принята эта Конвенция, мирный проход военных кораблей в международных проливах, в отличие от территориальных вод, был разрешен. С принятием Конвенции ООН по морскому праву эта норма утвердилась.
Приведем малоизвестный факт. Среди предложений советского правительства в текст мирного договора с Японией на Сан-Францисской конференции 1951 года была статья об использовании прилегающих к японской территории проливов:
«13. Новая статья (в главу III).
1. «Проливы Лаперуза (Соя) и Нэмуро по всему японскому побережью, а также Сангарский (Цугару) и Цусимский должны быть демилитаризованы. Эти проливы будут всегда открыты для прохода торговых судов всех стран.
2. Проливы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны быть открыты лишь для тех военных судов, которые принадлежат Державам, прилегающим к Японскому морю».
Так как речь шла о закрытии указанных проливов в первую очередь для военных кораблей США, американцы отвергли эти предложения СССР, как и все остальные поправки.
Отвечая истеричным японским пользователям, требующим отменить «нейтральные воды» в японских проливах, минировать их для воспрепятствования прохода российских и китайских кораблей, Ёсикадзу Тагами дает разъяснение: «Согласно «Закону о территориальных водах Японии», принятому в 1977 году, в пяти проливах – проливе Соя (Лаперуза), проливе Цугару (Сангарский), Восточном и Западном Цусимских проливах и проливе Осуми, которые используются для международного судоходства, ширина территориальных вод установлена в 3 морские мили, и эти воды обозначены как «особые морские зоны, или районы». А все, что находится в проливах дальше них, по существу составляет открытое морское пространство. Оно может свободно использоваться для международного судоходства и не подпадает под определение «международного пролива» (статья 36 Конвенции).
В основе такого режима этих проливов лежит идея о том, что как морская нация Япония в своих национальных интересах должна в максимальной степени гарантировать свободное плавание по окружающим морям и океанским просторам… Здесь могут свободно ходить иностранные военные корабли, в том числе и их группы, как и произошло в случае последних проходов по этим проливам совместной китайско-российской эскадры».
Внимательно следят за происходящим в США, где в ответ на заявления Москвы и Пекина о том, что «маневры (флотов двух стран) являются средством поддержания стабильности в неспокойном регионе», нагнетая напряженность, обвинили Россию и Китай в угрожающих Японии действиях. «Это подтверждает те выводы, которые уже сделала Япония, что Китай представляет для нее угрозу и поэтому ей необходимо увеличивать военные расходы и повышать свою боеготовность для противодействия данной угрозе», – говорит Дрю Томпсон, ранее работавший в Министерстве обороны США, а ныне являющийся внештатным научным сотрудником Школы государственного управления имени Ли Куан Ю при Национальном университете Сингапура.
Однако на Западе есть и объективно мыслящие аналитики, которые усматривают в демонстративных совместных действиях армий и флотов России и Китая вынужденный ответ на окружение этих стран коалициями во главе с Соединёнными Штатами, выполняющими роль восточноазиатского фланга НАТО. Япония же, хотя формально в НАТО не входит, давно встроена в глобальную военную стратегию США и Североатлантического альянса. Брэд Лендон из CNN отмечает: «Летом японские ВМС проводили в Тихом океане совместную подготовку с коллегами из британской ударной авианосной группы 21, которую возглавляет авианосец «Королева Елизавета», и с кораблями ВМС США.
Пекин внимательно следит за такого рода мероприятиями, и смешанная российско-китайская военно-морская группа стала свидетельством того, что у Китая тоже есть партнеры. Алессио Паталано, преподающий вопросы войны и стратегии в Королевском колледже Лондона, говорит: «Этим летом ВМС США и стран-партнеров существенно повысили уровень взаимодействия в западной части Тихого океана. Это продемонстрировало определенную слабость китайцев, и совместное российско-китайское патрулирование стало ответом на это».
Американское и японское лобби в России делают всё возможное, чтобы внести противоречия в отношения между Китаем и Россией, не допустить их стратегического взаимодействия в военной сфере, запугивают российское руководство и население «китайской угрозой». Однако эти потуги тщетны, ибо в наши дни спасти мир от новой вселенской бойни может только баланс сил на планете, не позволяющий одной из противоборствующих сторон иметь преимущественное положение. Именно на поддержание такого баланса и направлены действия Москвы и Пекина, в том числе в Восточной Азии, где раздуваются очаги напряженности.
Фото: Военное Дело