15 ноября состоялась встреча в формате видеоконференции между Си Цзиньпином и Джо Байденом.

О виртуальной встрече Байден – Си

Китайский народ должен помнить, что полагаться можно только на себя

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

15 ноября состоялась встреча в формате видеоконференции между Си Цзиньпином и Джо Байденом. Инициатором саммита выступила американская сторона. По итогам встречи стороны остались на своих прежних позициях по всем поднятым вопросам.

Основное место в обсуждении, если судить по официальным отчётам и комментариям, заняла проблема Тайваня. Кроме того, Байден и Си Цзиньпин обсудили права человека, выполнение торговой сделки первого этапа, вопросы двусторонней экономической конкуренции, состояние безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, климатический кризис, борьбу с коронавирусом, меры по решению проблемы поставок энергоносителей и обменялись мнениями по КНДР, Афганистану и Ирану.

Оба лидера согласились, что состояние отношений между США и КНР определяющим образом влияет на мировую экономику и международную безопасность. Общим мнением признана важность «управления конкуренцией» и недопущения её до неконтролируемого противостояния. На этом общность позиций закончилась. Официальные отчёты и заявления о встрече показывают характерное различие в исходных позициях сторон.

Если председатель КНР подчёркивал в качестве основополагающих принципов равноправие и взаимовыгодность отношений, что исключают «игру с нулевой суммой», то президент США главный упор делал на «управлении конкуренцией и стратегических рисках» в американо-китайских отношениях.

Си Цзиньпин выдвинул три принципа для достижения взаимопонимания между КНР и США. Во-первых, взаимное уважение социальных систем и путей развития друг друга, основных интересов и права на развитие. Во-вторых, мирное сосуществование. В-третьих, взаимовыгодное сотрудничество. Поскольку интересы КНР и США  «глубоко переплетены», их объединение даст выгоду обеим странам, а противостояние «навредит обоим».

Председатель КНР признал, что между КНР и США существуют различия, но «главное - конструктивно управлять ими и избегать их расширения и интенсификации». Он подчеркнул, что Китай не намерен навязывать иным странам свою модель, а, напротив, всегда поощрял других «к поиску пути развития, подходящего для их собственных национальных условий».

Об американском подходе можно узнать в отчёте Белого дома. Там говорится, что встреча «была посвящена тому, как два лидера обсуждали способы ответственного управления конкуренцией» между США и КНР и  «создание рамок для этой конкуренции».

В отличие от Си Цзиньпина президент США на первое место поставил важность управления «стратегическими рисками». Он отметил необходимость того, «чтобы конкуренция не перерастала в конфликт» и «поддерживались открытые линии связи».

Байден заявил, что американская сторона «не стремится изменить китайскую систему», не стремится противостоять Китаю путём укрепления союзнических отношений и не намерена конфликтовать с Китаем, как об этом заявляет китайская сторона.

Однако ценность подобных заявлений невелика. Во-первых, привлечение американских союзников к противостоянию с КНР очевидно (создание AUKUS, давление на Японию и др.). Во-вторых,  отказываясь от попыток изменения китайской политической системы (по причине неудачи этих попыток), США всего лишь меняют способы сдерживания КНР. Главная озабоченность Вашингтона сводится к тому, чтобы в процессе сдерживания Китая не нарваться на ответ силой.

Как уже сказано, основное время стороны уделили проблеме Тайваня. Здесь позиции США и КНР расходятся. В ходе переговоров Байден подтвердил приверженность США политике "одного Китая" и при этом выступил против любого изменения статус-кво и любых действий, которые "подрывают мир и стабильность по ту сторону Тайваньского пролива". Председатель КНР довёл до сведения  Байдена, что ситуация в Тайваньском проливе начала обостряться после того, как власти Тайваня неоднократно пытались «положиться на Соединенные Штаты в вопросе независимости», а «некоторые политики» в США откликнулись на эти призывы. Си Цзиньпин предупредил, что, если «сепаратистские силы Тайваня пересекут «красную линию», КНР «придётся принять решительные меры».

На встрече президент США выразил обеспокоенность нарушениями прав человека в Синьцзяне, Тибете и Гонконге, но Си Цзиньпин выступил против использования этой темы для вмешательства во внутренние дела других. Он подчеркнул, что понимание прав человека и демократия в целом – «не индивидуальный продукт», подразумевая, что моделей демократии в мире много и западная модель –  лишь одна из них.

На фоне этих вопросов тема торговых тарифов не была особо заметна в ходе беседы и не вызвала больших дискуссий. С китайской стороны было указано на недопустимость политизации китайско-американских торгово-экономических отношений и использования темы национальной безопасности как предлога для «подавления китайских компаний».

Касаясь вопроса борьбы с изменением климата, председатель КНР сформулировал принцип «общей, но дифференцированной ответственности», указав, что развитые страны должны добросовестно выполнять обязательства, возлагаемые на них их историей.

В заключение следует отметить, что «управление конкуренцией» по-американски предполагает одностороннюю выгоду США в отношениях с Китаем, с чем Пекин никогда не согласится.

Трезво оценивая неопределённые перспективы двусторонних отношений, Global Times пишет в редакционной статье, что «стратегия США по сдерживанию Китая не изменилась и, вероятно, не изменится». И китайский народ должен помнить, отмечает газета, что он может полагаться только на себя.

Фото: REUTERS/Tingshu Wang

Статьи по теме