Саммит Организации Тюркских Государств в Стамбуле, ноябрь 2021 года

Мягкая сила «Великого Турана» в южной части СНГ

Начата сложная переговорная игра по переформатированию существующих региональных балансов

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В конце ноября стало известно, что Казахстан вслед за Украиной начинает закупать турецкие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для вооруженных сил. По информации ведущего турецкого информагентства Anadolu, «Казспецэкспорт» от имени Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана подписал контракт на поставку БПЛА ANKA с турецкой аэрокосмической компанией Türk Havacılık ve Uzay Sanayi AŞ (TUSAŞ). В соответствии с договором, ВВС Казахстана до 2023 года получат три беспилотника, оснащенных электрооптикой, инфракрасным портом и лазерным дальномером с камерой. К БПЛА, способным подниматься на высоту до 10 км, перевозить 350 кг грузов и выполнять миссии на дальности до 250 км, прилагаются 2 наземные базы, а также пакет логистической поддержки (техдокументация, обучение и запасные части). Гендиректор TUSAŞ Темел Котил назвал контракт с Казахстаном важным успехом компании в плане экспорта. «Поставки беспилотников ANKA в Казахстан вслед за Тунисом – очень важное достижение для нас. Отрадно, что рынок экспорта дронов растёт», – подчеркнул глава аэрокосмической компании Турции.

Поставки боевых БПЛА Казахстану – один из многих примеров того, как Турция пытается активнейшим образом внедриться в регион постсоветской Средней Азии, как уже сделала это на Кавказе с помощью Азербайджана, курируемого Анкарой через «южную» часть программы ЕС «Восточное партнерство». В среднеазиатской части, или т. н. южном «подбрюшье», СНГ уже начата сложная переговорная игра по переформатированию существующих региональных балансов. В Узбекистане она пока идет через посредничество руководства Азербайджана и американцев, рассматривающих вопрос размещения в среднеазиатских республиках военных баз НАТО. Киргизии и Таджикистану Анкара пообещала «защитить» их от угрозы со стороны запрещенного в России «Талибана». Таджикам турки официально предложили «углубить сотрудничество» в военной сфере и опять же закупить боевые БПЛА. «Замануха» есть и для Туркмении в виде Тюркского совета (о нем ниже), формально считающегося советом по культурному взаимодействию, а реально представляющему из себя инструмент мягкой силы пантюркизма. В Казахстане и Киргизии русскоговорящее население уже «мягко» подвергается под видеозапись сильным атакам протурецких националистов. Активно ведется работа по скорейшему началу реализации проекта трансконтинентальной железной дороги из Китая через Киргизию и Узбекистан в Европу…

При этом мягкая сила «Великого Турана» в среднеазиатской части СНГ активно действует уже не один год.

При этом мягкая сила «Великого Турана» в среднеазиатской части СНГ активно действует уже не один год. Одним из ключевых ее проводников на постсоветском пространстве является международная организация Совет сотрудничества тюркоязычных государств, или Тюркский совет, созданная в первоначальном формате в октябре 2009 года и объединившая Казахстан, Киргизию, Азербайджан, Турцию и Узбекистан (плюс наблюдатель в лице Венгрии, представляющей ЕС и НАТО). В 2012 году Турция, Киргизия, Азербайджан и Казахстан приняли «флаг наподобие флага Евросоюза, который будет обязателен для всех тюркоязычных стран наряду с национальными». Как сообщил 22 августа на специальной пресс-конференции в Бишкеке министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу, для единого флага были взяты символы всех 4 государств: солнце из флага Киргизии, звезда – Азербайджана, полумесяц – Турции, цвет – Казахстана. 

Флаг Тюркского Совета

Вскоре после этого тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пригласил Турцию в Таможенный союз (под предлогом, что такое желание высказал тогдашний турецкий президент Абулла Гюль). В данном контексте стоит упомянуть и вышедший не так давно из-под пера Н. Назарбаева концептуальный документ под названием «Видение тюркского мира - 2040».

В конце 2020 года Турция представила концепцию «Один народ - пять государств». По сути, развивая ее положения, в ноябре этого года участники первой встречи генпрокуроров стран Тюркского совета подписали в Баку «Положение о создании Совета генеральных прокуроров тюркоязычных государств». В двухдневном мероприятии приняли участие представители Казахстана, Киргизии, Турции, посол Венгрии, замгенсека Тюркского совета Мирвохид Азимов и президент Международной ассоциации прокуроров Чеол-Кю Хванг. Делегацию Узбекистана возглавлял генпрокурор Нигматулла Юлдашев.

Лидеры тюркских государств

По данным массмедиа, цель Анкары - создание своего рода «Союза» или «СНГ» тюркских государств. Кроме самой Турции речь идет, прежде всего, об Азербайджане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии и Туркменистане (для начала в роли наблюдателя). Весьма вероятно, что этот союз будут делать не столько культурным (ибо нечто подобное уже действует с 2009 года), сколько экономическим с плавным выходом на социально-политическую составляющую. Что, по сути, равнозначно наступлению на ЕАЭС и СНГ, в которые сегодня входят Казахстан и Киргизия. Концепция «Видение тюркского мира - 2040», или «Дорожная карта» сотрудничества в рамках тюркского мира, была подписана в этом ноябре в Стамбуле по итогам VIII саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ). Стоит отметить, что после того, как ССТГ был переименован в Организацию тюркских государств, с ним ещё теснее стала взаимодействовать натовская Венгрия. А благодаря вероятному присоединению Украины (пока в качестве наблюдателя – киевский режим использует как разменную монету крымских татар, пытаясь торговать тем, что ему не принадлежит) очевидно, что амбиции «Великого Турана» распространяются не только на тюркские народы. В пользу этого говорят и наиболее важные вехи устава организации, явно выходящие за традиционные в подобных случаях рамки укрепления культурной идентичности:

  • увеличение доли национальных валют в торговле между государствами-членами для сокращения зависимости от иностранных валют и защиты от внешних финансовых эффектов на основе взаимных интересов;
  • достижение дальнейшей гармонизации национальной культурной, образовательной и молодежной политики, создание возможности для достижения единства в алфавите и терминологии для улучшения коммуникации среди государств-членов;
  • создание общетюркского информационного и медиапространства посредством институционального сотрудничества телевидения, информационных агентств и СМИ, объединение усилий для борьбы с дезинформацией;
  • обеспечение мобильности студентов, исследователей и ученых за счет совместной политики и инструментов, в том числе партнерских программ, а также организация конкурсов в различных отраслях науки.

Помимо этого, программа предусматривает де-юре сотрудничество с Европейским союзом, ОБСЕ, Вышеградской группой (с НАТО, оно де-факто уже идет – Турция активный члена альянса). И нигде нет упоминаний о Евразийском экономическом союзе и Содружестве Независимых Государств. Фактически перед нами один из сценариев замещения ЕАЭС и СНГ с южного направления «великотуранским» или неоосманским проектом «Тюркского мира».