Когда несколько месяцев назад с подачи Вашингтона и Лондона началась шумиха вокруг готовящегося российского «вторжения» на Украину, случился, как пел Владимир Высоцкий, «необъяснимый катаклизм». Вместо того чтобы кричать об угрозе громче всех, представители официального Киева выступили с успокаивающими заявлениями: мол, по их данным, повышенной активности российских военных не наблюдается.
Однако вскоре Киев заговорил в унисон с Вашингтоном. 19 января украинскую столицу посетил Энтони Блинкен, чтобы «поддержать Киев в условиях нарастающей эскалации». А накануне его визита в издании «Страна» появилось занятное сообщение: «Главная повестка, которую пытается навязать украинской власти администрация Байдена, – пойти на политическую часть Минских соглашений и на ряд уступок России во внутренней политике под предлогом необходимости деэскалации. На Банковой крепнет убеждение, что вся истерика в западных СМИ о грядущем нападении России – часть договорняка Штатов с Путиным. Таким образом американцы хотят заставить нас пойти на описанные выше шаги, чтоб выполнить условия каких-то своих больших договорённостей с Кремлём. Зеленский на это идти не хочет… Но благодаря публикациям в западных СМИ о грядущей войне экономическая ситуация быстро ухудшается. Иностранцы массово выводят деньги, сбрасывают наши ОВГЗ и еврооблигации, гривна падает. Поэтому на Банковой все в большем ходу версия, что все эти публикации в западных СМИ имеют целью экономически добить Украину и заставить пойти на то, что требуют американцы. У Зеленского говорят, что они в шоке от такого цинизма и двуличия Байдена и его администрации».
Действительно, в Киеве от Блинкена прозвучали слова о том, что он не видит смысла в пересмотре Минских соглашений, по которым «Украина что-то выполнила, а что-то ещё предстоит». Через несколько часов после завершения переговоров с Блинкеном Зеленский назвал «вторжение России» слухами и намекнул, что слухи эти раздувают западные партнёры. Дескать, атака идет на инвесторов и бизнес: «Ослабить Украину, чтобы вынудить к уступкам и создать такой фон, чтобы наше «нет» звучало слабее».
Из заявления Зеленского можно было заключить, что Блинкену не удалось получить в Киеве обязательства по мирному урегулированию и с этим он отправился сначала в Берлин на консультации с германской коллегой, а затем в Женеву на переговоры с Сергеем Лавровым.
Фото: REUTERS/Pool
«Наши американские коллеги, – сказал Лавров, – в очередной раз пытались… поставить Украину во главу угла всего этого [переговорного] процесса». В Москве, по его словам, согласны, что украинский вопрос «требует пристального внимания», но не стоит сводить к нему «всю проблему европейской архитектуры безопасности». Министр посетовал на незрелость и неподготовленность западной стороны, заметив, что России и США следует «по-взрослому» думать о глобальных вопросах: «А вместо этого мы занимаемся тем, что всё сводится в российско-американских отношениях к тому, как себя чувствуют Зеленский и его режим. Это неправильно».
Создаётся впечатление, что в Вашингтоне нет чёткой линии поведения в сложившейся обстановке, примером чего стала ситуация с заявлениями Байдена на пресс-конференции, посвященной первой годовщине его пребывания в Белом доме. «Одно дело, если это будет незначительное вторжение, и нам придется спорить по поводу того, что делать, а чего не делать», – сказал Байден. Эти слова вызвали столь резкую реакцию со стороны американских «ястребов», что прошлось срочно давать пояснения. Пресс-секретарь СНБ Эмили Хорн выступила и сказала, что Байден имел в виду разницу между военными и невоенными, полувоенными и кибернетическими действиями россиян. При этом, по её словам, ответ со стороны Вашингтона последует в любом случае. А позже и самому Байдену пришлось уточнить, что Вашингтон будет считать «вторжением» на Украину любое пересечение границы этой страны российскими войсками.
Тем временем на Украину вернулся Порошенко и Зеленскому дали понять, что трогать бывшего президента нельзя. Сейчас может повториться ситуация четырёхлетней давности, когда для самого Порошенко кошмарным сном являлся Саакашвили, также вернувшийся на Украину и запустивший «михомайдан» у стен Верховной рады. Три месяца это шоу было главной занозой для Порошенко, пока он не выполнил требования Запада. И тут же «михомайдан» был за пару часов разогнан, а Саакашвили выдворен в Польшу. Однако за Зеленским стоит Коломойский, по-прежнему хорошо держащий в руках своего протеже и выторговывающий у американцев условия своей личной безопасности и сохранности активов.
Всё вышесказанное не исключает и более изощрённой игры со стороны Вашингтона. Почему не предположить, что там действительно готовы «отдать» России Украину? Дескать, не начинать же большую войну. В этом случае украинская администрация с её президентом сыграет роль полезных идиотов, которых разменяют в игре. У американцев может иметься и другой расчёт (по ту сторону океана всегда просчитывается несколько вариантов) – расчёт на то, что Россия завязнет на Украине, что неизбежные военные и экономические издержки станут фактором её слабости в долговременной перспективе и это сделает Россию более сговорчивой в других вопросах.