В приграничном Баткене очередной горячий конфликт. Предыдущий наблюдался в апреле 2021-го.
По заявлению Бишкека 27 января таджикские военные перекрыли дорогу Баткен – Исфара, после чего начался бой. Киргизская сторона считает, что причиной очередной эскалации стало единоличное решение председателя таджикского ГКНБ Саймумина Ятимова создать дорогу до анклава Ворух и соединить таджикский "островок" с Исфарой. Его поддержало руководство Исфары и джамоата Чорку. Далее все шло по известной тактике – перекрытие дороги, обвинение соседей в забрасывании машин камнями и начало стрельбы. Причем, как говорят киргизы, перед началом конфликта в таджикских сёлах была заблаговременно проведена эвакуация граждан.
По версии таджикской стороны, конфликт начался с того, что около 50 жителей кыргызского села Ак-Сай принудительно остановили грузовой автомобиль гражданина Таджикистана. На предложенную встречу для решения конфликта представители киргизской администрации не явились, а киргизские пограничники открыли огонь.
После экстренных переговоров наступило короткое затишье, после чего в местности Торт-Кочо в селе Кок-Таш Баткенского района в боестолкновении уже стали применять минометы, которых нет на вооружении пограничников.
Фото Торт-Кочо
Таджикская армия перешла на казарменное положение, а СМИ Таджикистана заявили о том, что Кыргызстан применил беспилотные летательные аппараты «Байрактар», хотя в Бишкеке эту информацию отвергли.
Вечером 27 января по инициативе таджикской стороны были проведены переговоры между директором Погранслужбы ГКНБ Уларбеком Шаршеевым и командующим Погранвойск Таджикистана Раджабали Рахмонали. Затем, по итогам ночных переговоров глав Баткенской области Кыргызстана Абдикарима Алимбаева и Согдийской области Таджикистана Раджаббоя Ахмадзоды стороны договорились о полном прекращении огня на границе.
В настоящее время, как отмечают в Бишкеке и Душанбе, ситуация на границе стабильная, с обеих сторон изучаются причины и факторы пограничного конфликта.
Зона конфликта
Из зоны конфликта было эвакуировано 24 тысячи 237 граждан. Таджикистан официально сообщил о двух погибших солдатах, еще до 20 человек ранено. Утром 28 января Минздрав Кыргызстана сообщил об 12 пострадавших военных с кыргызской стороны. Их состояние оценивается как средней тяжести. В Баткен выехали дополнительные команды реагирования на бедствие Красного Полумесяца из Оша и Джалал-Абада.
Как заявляют в Бишкеке, в этот раз таджикские военные вели прицельный огонь по линиям электропередач. В ходе боестолкновений были повреждении ЛЭП в сёлах Ак-Сай, Кок-Таш, Орто-Боз, Жаны-Бак, Таш-Тумшук и Кок-Терек Баткенского района, и сейчас ведется их восстановление.
После ночных и утренних переговоров стороны решили:
- произвести отвод от соответствующей линии границы всех подразделений воинских формирований;
- обеспечить разблокирование всех дорог, восстановление разрушенной инфраструктуры и линий электропередачи (ЛЭП);
- поручить совместной комиссии организовать тщательное расследование причин конфликта с участием соответствующих силовых структур и органов прокуратуры;
- вернуть всех местных жителей, покинувших свои дома с началом конфликта. Очевидно, что это временные меры, а частота конфликтов должна привести к началу серьёзного рассмотрения тлеющего очага вражды.
Ситуация нормализуется
Примечательна реакция на конфликт руководства ОДКБ. Генеральный секретарь Организации Станислав Зась заявил, что ОДКБ готова оказать необходимую помощь Кыргызстану и Таджикистану в разрешении конфликта на границе, и призвал обе стороны к немедленному прекращению огня на границе между ними. Зась провел телефонные переговоры с секретарями Советов безопасности Таджикистана и Кыргызстана Насрулло Махмудзодой и Маратом Иманкуловым.
По словам главы комитета Государственной Думы по делам СНГ Леонида Калашникова, ОДКБ не может вмешиваться в конфликт Таджикистана и Кыргызстана. По его словам, страны сами должны пожелать привлечения посредников из России.
Вопрос участия вооруженных сил ОДКБ в решении приграничного спора уже давно является «точкой претензий» к Москве как в Душанбе, так и в Бишкеке, и считается «слабым звеном» ОДКБ. Одним из временных решений конфликта, до проведения нормальной демаркации границы, уже называли размещение в конфликтном регионе совместных миротворческих сил ОДКБ.
Соб. корр. ФСК