11 февраля, выступая на внеочередной сессии Халк Маслахаты (верхней палаты парламента), президент Республики Туркменистан Гурбангулы Бердымухамедов сообщил о принятом им «непростом решении о себе»:
«Я поддерживаю мысль, что дорогу к государственному управлению на новом этапе развития нашей страны надо дать молодым руководителям, воспитанным в духовной среде и в соответствии с высокими требованиями современности».
На следующий день стала известна дата внеочередных президентских выборов в Туркменистане: суббота, 12 марта 2022 года. Напомним, действующий глава государства (Аркадаг – покровитель всех туркмен), которому в 2022 году исполняется 65 лет, был избран в 2017 году сроком на семь лет.
Центральная избирательная комиссия уже начала подготовку к мероприятию, рассматриваемому наблюдателями в качестве ключевого шага к «транзиту власти» по-туркменски, очевидно с учётом издержек опыта Республики Казахстан.
Президентом Туркменистана на неограниченное количество сроков может быть избран родившийся на территории республики её гражданин не моложе сорока лет, владеющий государственным языком, в течение последних 15 лет постоянно проживающий и работающий в Туркменистане.
В качестве основного кандидата на должность главы государства рассматривается 40-летний сын Бердымухамедова Сердар (имя переводится как «вождь», «правитель»), с некоторых пор активно набирающий внутриполитический и внешнеполитический опыт. Год назад, в феврале 2021 года, он был назначен заместителем председателя Совета министров Туркменистана (возглавляет правительство по действующей Конституции непосредственно президент, обладающий неограниченной полнотой власти в стране). В начале 2022 года Сердар объехал все велаяты (области) республики и побывал с рабочими поездками в соседних Иране и Узбекистане, где провёл переговоры с президентами Эбрахимом Раими и Шавкатом Мирзиёевым. Несколько дней назад он встретился с заместителем премьер-министра Казахстана Романом Скляром.
С 2021 года деятельность Сердара Бердымухамедова стала основной темой туркменских СМИ, которые ранее в первую очередь рассказывали о деятельности его отца, отмечает политолог из Узбекистана Равшан Назаров: «Это ещё один явный признак грядущего транзита власти». По мнению эксперта Казахстанско-Немецкого университета в Алматы Рустама Бурнашева, скорее всего, «…на предстоящих выборах президента победит Сердар Бердымухамедов. Неформально же все рычаги власти сохранятся за нынешним президентом, который действительно еще не стар и может контролировать процесс постепенного закрепления своего сына у власти».
В пользу этого предположения свидетельствует и заявленная Аркадагом новая философия международных отношений «Диалог – гарантия мира» на основе чётко выверенных политических критериев, здорового, позитивного прагматизма, общепризнанных и понятных всем человеческих ценностей.
«В рамках сотрудничества с ООН ради благополучия всего человечества мы продолжим реализовывать Цели тысячелетия. При этом вопросы обеспечения мирной и свободной жизни людей всегда будут находиться на первом месте»,
– подчеркнул туркменский лидер, добавив, что стратегический план Туркменистана на перспективу требует ежедневного решения поставленных задач, а жизнь показывает, что правильно намеченные цели приводят к успеху.
Нейтралитет страны, обладающей (по разным оценкам) 4-ми или 5-ми по величине запасами природного газа в мире, был утверждён специальной резолюцией ООН от 12 декабря 1995 года, но в последнее время он всё чаще по факту ставится под сомнение. В ноябре 2021 года Туркменистан присоединился к «Организации Тюркских Государств» под формальным и неформальным водительством турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана. В конце прошлого года стало известно о контракте с турецкой фирмой Rönesans Endüstri Tesisleri Inşaat Sanayi ve Ticaret A.Ş. на проектирование и строительство комплекса зданий 1-й специализированной военной школы имени Бердымухамеда Аннаева на 700 мест.
Несмотря на разговоры о возможном перенаправлении части природного газа с месторождений Туркменистана через Южный газовый коридор в Европу, основным его потребителем остаётся Китайская Народная Республика. Согласно заявлению действующего главы государства, одним из приоритетов развития энергетического комплекса республики является «поэтапное наращивание мощностей газопровода Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай». Вопрос увеличения поставок туркменского голубого топлива в КНР по 4-й линии магистрального газопровода Туркменистан – Китай обсуждался на недавних переговорах Г. Бердымухамедова с председателем КНР Си Цзиньпином. В то же время, по информации ORIENT news, в декабре стало известно о существенном увеличении поставок природного газа из Туркменистана в Россию, достигших 10 млрд. кубометров, что в два раза превышает уровень 2020 года.
В 2021 году закаспийская страна добыла рекордное количество газа – почти 84 миллиарда кубов. Можно предположить, что увеличение его экспорта по всем направлениям до некоторой степени продиктовано ухудшением социально-экономической ситуации в стране и подспудным ростом протестных настроений, вынуждающих правительство «закручивать гайки», усиливая контроль за умонастроениями граждан. Добавляет головной боли и соседний Афганистан, граница с которым охраняется не слишком надёжно.
В таких непростых условиях сохранение стабильности в республике на переходный период и далее видится первоочередной задачей.
Соб. корр. ФСК
Фото: отец и сын Бердымухамедовы