в Китае уверены в качественном экономическом развитии

Долгосрочные тенденции и экономические итоги КНР в 2024 году: в Китае уверены в качественном экономическом развитии

Снятие барьеров для иностранных компаний будет стимулировать инвестиционную активность западных компаний

В декабре в КНР традиционно подводят экономические итоги года и в общих чертах намечают направления экономического развития на следующий год. Обычно это происходит на Центральной экономической рабочей конференции, которая в этом году проходила в Пекине с 11 по 12 декабря. Конкретные черты экономические планы на год обретают на сессии ВСНП в марте.

Анализ ситуации в экономике Китая в этом году совпал с проведением пятой общекитайской экономической переписи, которая показала характер долгосрочных экономических тенденций на длительном отрезке времени – за пять последних (с 2018 г.) лет. Экономическая перепись, одно из ключевых национальных исследований Китая, даёт полное представление о вторичной и третичной отраслях экономики страны, позволяя получить ценные сведения о её социальном и экономическом развитии. 

Главные итоги: экономическая структура Китая продолжает улучшаться; продолжается значительный рост обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг. В 2023 г.  добавленная стоимость обрабатывающей отрасли составила 56,3% ВВП, что более чем на 2 % больше, чем в 2018 г. В конце 2023 г. в этих двух секторах экономики КНР было занято более 428,98 млн человек, что на 11,9% больше, чем в конце 2018 года.

Структурная перестройка китайской экономики идёт за счёт двух факторов: быстрого увеличения в ВВП доли продукции высокотехнологичных и новых энергетических отраслей, связанных с «зелёным» преобразованием промышленности, и снижения доли сектора недвижимости и строительства; также за счёт уменьшения доходов от экспорта и роста доли доходов в ВВП от внутреннего рынка. 

В 2023 г. доля высокотехнологичных производственных предприятий в корпорациях, превышающих установленный размер (с годовым оборотом не менее 20 миллионов юаней), выросла на 2% по сравнению с 2018 г. Кроме того, вложения Китая в НИОКР также показали заметный рост; в 2023 г. они выросли на 61,9% по сравнению с 2018 г. По некоторым оценкам, вложения Китая в НИОКР быстро приближаются к среднему уровню 38 развитых стран ОЭСР.

Производство транспортных средств на новых источниках энергии занимает первое место в мире в течение девяти лет подряд, а производство солнечных батарей и ветряных турбин увеличилось в 4,9 и 7,4 раза соответственно по сравнению с 2018 годом.

В пятую национальную экономическую перепись впервые была включена цифровая экономика. По состоянию на конец 2023 г. в Китае насчитывалось 2,92 млн корпоративных предприятий, занятых в основных отраслях цифровой экономики, в которых работало 36,16 млн чел.

На этом фоне понятен стратегический курс в экономике КНР последних трёх лет – за счёт роста высокотехнологичного производства и экспорта восполнить снижение темпов роста в строительстве (недвижимость и дорожно-транспортная инфраструктура). Ранее именно эти отрасли были двигателем экономического роста; на них приходилась значительная часть ВВП. 

В целом такая структурная перестройка экономики идёт успешно, хотя здесь обозначились свои риски. Первый вызван тенденцией перепроизводства высокотехнологичной продукции новых отраслей, за которым может последовать падение производства, что хорошо видно на примере электромобилей. Их производство обгоняет спрос на внутреннем рынке.

Второй риск в том, что экспорт этой продукции в ЕС и США, которая поглощалась их рынками, в 2025 г. станет затруднён после принятия Брюсселем в этом году защитных мер. В значительной степени эта ситуация для Китая смягчается ростом его автомобильного (и не только) экспорта в Россию.   

Экономические итоги уходящего 2024 г. вполне вписываются в обозначенные тенденции и в целом благоприятны для Китая. 

Трудности в секторе недвижимости и настроениях потребителей в течение первых трёх кварталов 2024 г. не воспрепятствовали годовому росту экономики КНР на 4,8% (по предварительным данным), что намного выше ожидаемых среднемировых темпов экономического роста. Всемирный банк повысил прогноз роста ВВП Китая до 4,9% в 2024 году. 

Это означает фактическое выполнение запланированного на этот год показателя роста ВВП на 5%, о чём говорит Хань Вэньсюй, заместитель директор Канцелярии ЦК КПК по финансовым и экономическим вопросам. Тем более что эта цифра рассматривалась в планах на 2024 год как ориентир, а не строгий фиксированный показатель. 

Недавние данные показали некоторое улучшение внутреннего спроса, обусловленного энергичными макроэкономическими мерами поддержки. Китайские СМИ сообщают о восстановлении с сентября розничных продаж бытовой техники, мебели и автомобилей благодаря инициативе по обмену подержанных товаров на сумму 150 млрд юаней (порядка 20,6 млрд долл). 

Вложения в инфраструктуру выросли на 13% в годовом исчислении в сентябре-ноябре, в том числе благодаря росту выпуска специальных целевых облигаций местными органами власти под гарантии центрального правительства. С недавнего времени этот механизм применяется как способ борьбы с ростом задолженностей местных органов власти с одновременной поддержкой инфраструктурного строительства в провинциях.

Тенденции восстановления китайской экономики продолжились в ноябре, что видно по тому, как замедлилось снижение общей прибыли промышленных предприятий. Данные, опубликованные 27 декабря Национальным бюро статистики КНР, показывают, что общая прибыль промышленных предприятий в ноябре снизилась на 7,3% в годовом исчислении по сравнению с 10% в октябре.

Возросшая с сентября интенсивность макроэкономической поддержки экономического роста привела к устойчивому росту промышленного производства и увеличению корпоративных доходов в ноябре. В частности, меры по крупномасштабной замене оборудования и потребления за счёт сдачи в аренду, увеличение бюджетных расходов и стабилизация внутреннего рынка недвижимости увеличили внутреннее потребление и спрос на капиталовложения, что, по мнению Чжоу Маохуа, аналитика-исследователя из «Чайна эвэрбрайт банк», должно привести к росту цен и увеличению прибыли корпораций.

Ежегодная Центральная экономическая рабочая конференция, состоявшаяся в начале декабря в Пекине, определила приоритеты экономической повестки Китая на 2025 год. Особое внимание было уделено поддержанию устойчивого экономического роста, сохранению занятости и постоянных цен, повышению доходов населения пропорционально экономическому росту.

На встрече прозвучал призыв к улучшению согласования между налогово-бюджетной, денежно-кредитной политикой и политикой в области занятости, в промышленности и региональной политике, в торговле, охране окружающей среды и нормативно-правовом регулировании. 

Примечательны также призывы к продолжению открытия экономики Китая. На фоне тарифных и пр. защитных мер со стороны ЕС и США, которые затрудняют оборот товаров в мировой цепочке поставок и, как следствие, повышают затраты на их производство, снятие барьеров для иностранных компаний будет стимулировать западные компании вкладываться в китайскую экономику.

Что касается целевого показателя роста ВВП Китая на 2025 г., то по мнению Вэнь Биня, главного экономиста «Чайна миньшэн банк», он ожидается на уровне около 5%, как и в этом году. По прогнозам эксперта, в 2025 году соотношение дефицита бюджета КНР к ВВП вырастет до 3,8%, что означает его увеличение примерно на 1 трлн юаней по сравнению с уровнем 2024 г. 

Таким образом, не только продолжится, но и будет усилено долговое финансирование экономического роста КНР за счёт государственных расходов, что оказалось достаточно результативным после финансового кризиса 2008-2009 гг.

Следует отметить, что сам по себе этот механизм не создаёт экономических кризисов и не является угрозой для экономики. Он может быть источником долгосрочных рисков, но они купируются постоянным контролем за малейшими изменениями в финансово-экономической ситуации и своевременными грамотными макроэкономическими решениями. Во всяком случае, в экономических кругах КНР исходят из обоснованного предположения, что отсутствие госдолга и дефицита бюджета при отсутствии экономического роста создаёт для экономики гораздо большие проблемы и риски.

По словам упоминавшегося Хань Вэньсюя, в следующем году Китай будет проводить более активную налогово-бюджетную политику и перейдёт к умеренно мягкой денежно-кредитной политике после консервативной политики 14 лет подряд. Ожидается ужесточение мер по увеличению доходов домохозяйств и расширению эффективного внутреннего спроса.

В целом, судя по решениям Центральной экономической рабочей конференции, КНР в 2025 г. перейдёт к более активной макроэкономической политике, которая, как ожидается, поможет выполнить цели и задачи 14-й пятилетки (2021-2025) и заложить прочный фундамент для успешного начала 15-го пятилетнего плана (2026-2030 гг.).

Другие материалы