Риск стратегического противостояния одновременно с Россией и Китаем был бы, как справедливо указывают американские эксперты, «геополитическим кошмаром» для США.
Судя по украинскому кризису, стратегия США состоит в том, чтобы спровоцировать в удобное для Вашингтона время поочерёдно два кризиса в зонах жизненно важных интересов России и Китая. Стратегический расчёт понятен: сделать так, чтобы Россия и Китай либо смирились с американским присутствием у своих границ, либо в случае ответа на экспансию силой американцам удалось бы ослабить Россию и Китай в изнуряющих конфликтах, работая над разжиганием в этих странах внутренних противоречий. Конечная цель – устранить Россию и Китай как препятствия на пути восстановления мировой гегемонии США.
Превращение «тайваньской проблемы» в «тайваньский кризис» США будут осуществлять по той же схеме, которую они опробовали на Украине. Сейчас Вашингтон действует одновременно на трёх направлениях: подталкивает администрацию острова к переходу «красных линий» в отношениях с материком, насыщает Тайвань американским вооружением и нагнетает информационный психоз. Однако для Китая неприемлемы попытки Тайваня закрепить раскол с материком и включить остров в систему американского военного контроля за прилегающими к КНР морями.
США предпринимают всё, что нарушает принцип «одного Китая». Стали систематическими дипломатические контакты между США и Тайванем. На остров часто наведываются делегации от Конгресса США, Пентагона, Госдепа. Все они запугивают «китайской угрозой» население острова и соседей КНР. Им подыгрывает администрация Тайваня, время от времени выступающая с заявлениями о решимости «защитить демократию и свободу».
В последнее время американская активность вокруг Тайваня приобретает новые черты. В конце марта с непонятной целью остров посетил гендиректор нежелательного в России Национального фонда демократии (NED)* Дэймон Уилсон, который встретился с главой администрации острова Цай Инь-вэнь и рядом других влиятельных политиков. NED тесно взаимодействует с тайваньскими властями. Этот фонд специализируется на информационно-психологических операциях в интересующих США странах.
На прошлой неделе Тайвань посетила двухпартийная делегация американских конгрессменов во главе с главой комитета по международным делам сената Бобом Менендесом.
В апреле администрация США одобрила продажу Тайваню третьей партии оружия в размере 95 млн. долл., включая оборудование и услуги по поддержанию системы ПРО. До этого были поставки в августе 2021 года 40 самоходных гаубиц Paladin M109A6 и артбоеприпасов на 750 млн. долл. В марте была поставлена ещё одна партия оружия стоимостью 100 млн. долл., которая включала оборудование и услуги для поддержки системы ПВО Patriot.
Судя по всему, количество сделок с оружием между США и Тайванем будет расти. Этого может оказаться достаточно, чтобы если не выиграть, то спровоцировать военный конфликт и растянуть его на длительный срок.
В контексте «стратегии провоцирования» США готовят почву для изоляции КНР, пытаясь противопоставить ему страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Как заявили в Тайбэе, остров продолжит углублять сотрудничество с Соединёнными Штатами, «чтобы защитить свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион».
Индо-Тихоокеанская стратегия США приобретает черты, когда сугубо военные стороны стратегии сочетаются с экономической экспансией, чтобы изолировать Китай по всем направлениям.
Наблюдаются попытки Вашингтона заманить Непал в корпорацию "Вызовы тысячелетия" – сделку по оказанию инфраструктурной помощи, которая отвлечёт Непал от участия в китайской инициативе «Пояс и путь». Однако премьер-министр Непала Шер Бахадур Деуба на встрече с главой МИД КНР в конце марта подчеркнул, что Непал никогда не позволит каким-либо силам использовать непальскую территорию для участия в антикитайской деятельности.
Отдельный вопрос – откровенно враждебная политика Японии. Японский премьер-министр Кисида помогает Соединённым Штатам сколачивать антироссийский и антикитайский блоки в Азии.
Другое направление – активизация военно-технического сотрудничества в рамках QUAD и подталкивание «четвёрки» к стратегическому согласованию действий с НАТО. Это стало особенно явно с началом второй фазы стратегической военной операции (СВО) на Украине.
Бесцеремонны попытки США «приручить» Индию, добившись от неё отказа от «стратегической автономии». Однако на индийском направлении у Вашингтона пока не получается. По итогам переговоров 11 апреля Байдена и Моди стало известно, что убедить Нью-Дели следовать в украинском кризисе линии США / НАТО не удалось. Не поддаётся Индия и на приглашение участвовать в антикитайских манёврах Вашингтона. Индийские СМИ в последнее время стали осторожны в освещении китайско-индийских отношений.
Ущербность всей схемы (поочерёдное провоцирование двух военных кризисов на Украине и в Тайване) заключается в том, что для США она разрушительна. Америка Байдена своими действиями в отношении Украины и России сама подрывает экономическую силу своих партнёров. Возможности Вашингтона больше не соответствуют его стратегическому замаху.