Ещё не прошло и двух с половиной месяцев с начала санкционной войны, а Запад готовит уже шестой пакет санкций против России. 5 мая этот новый транш антироссийских санкций анонсировала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. В новом пакете три основных пункта. Во-первых, запрет вещания трех российских каналов на Европу. Во-вторых, отключение Сбербанка и еще двух крупных российских банков от международной системы банковских оповещений SWIFT. В-третьих, эмбарго на все поставки российской нефти в Европу.
Третий пункт самый важный. «Сегодня мы предложим запретить всю российскую нефть в Европе. Это будет полный запрет на импорт нефти из РФ, доставляемой по морю и по трубопроводам, неочищенной и очищенной нефти», – заявила глава ЕК.
Планируется, что ЕС уйдет полностью от закупок российской сырой нефти в течение полугода, а от нефтепродуктов – в течение года. За кулисами подготовки опять начался раздрай. Основным критиком быстрого введения эмбарго снова стала Венгрия, которая раскалывает единство Европы по вопросу газовых санкций. К Венгрии присоединились Словакия, затем Чехия и Болгария. Все они запросили хотя бы 20-месячной отсрочки для себя. Из-за этого официальное введение шестого пакета несколько откладывается, но в любом случае до середины мая старт ему будет дан.
Зависимость Европы от российской нефти несколько меньше, чем от российского газа (с помощью нашего газа до последнего времени покрывалось 40% потребностей ЕС), но все равно очень внушительная. Россия поставляет в Европу ежесуточно 4-5 млн. баррелей сырой нефти и нефтепродуктов, что составляет около 25% всего импорта ЕС данных ресурсов.
Чтобы снизить зависимость от России хотя бы наполовину, Евросоюзу нужно найти на рынке 2-2,5 млн баррелей свободной сырой нефти и/или нефтепродуктов. На сегодняшний день по добыче черного золота первое место в мире занимают США. В конце 2021 года суточная добыча там составляла около 16,5 млн. баррелей. За Соединенными Штатами следуют (млн. бар.): Саудовская Аравия – 11,0; Россия – 10,7; Канада – 5,2; Ирак – 4,1; Китай – 3,9; ОАЭ – 3,7; Иран – 3,1; Бразилия – 3,0; Кувейт – 2,7 Брюссель возлагает надежды на Вашингтон, но 2-2,5 млн. баррелей в сутки США дать не могут. В списке экспортеров черного золота Америка занимает скромное восьмое место (лидерами являются Саудовская Аравия и Российская Федерация). Весь американский экспорт нефти как раз и составляет упомянутые 2-2,5 млн. бар. в сутки, и он уже расписан по контрактам.
У Брюсселя не остается ничего другого, кроме как обращаться к государствам ОПЕК+, где ведущие позиции занимают Саудовская Аравия (изначальное ядро ОПЕК) и Россия (которая примкнула к ОПЕК в 2016 году). И страны нефтяного картеля (ОПЕК+), кажется, уже ощутили все достоинства картельного соглашения, когда увеличивать выручку от экспорта черного золота можно не за счет наращивания физических объемов товара, а за счет повышения цен. ОПЕК+ вполне довольна установившейся в последнее время ценой примерно 100 долларов за баррель (сейчас она даже выше этого уровня) и не хочет делать резких движений. В апреле картель планировал увеличить добычу на 432 тысячи баррелей в сутки, причем четверть апрельской квоты – российская. Но сейчас в мире наблюдается затухание экономического роста, надо учесть и локдауны в Китае. Так что на своей встрече в мае ОПЕК+ может снизить темпы наращивания добычи нефти или даже заморозить ее рост.
Эти планы ОПЕК+ идут вразрез с планами ЕС по замещению российской нефти поставками из других стран-членов нефтяного картеля. О невозможности компенсировать Европе поставки нефти из России уже заявили Саудовская Аравия, Ирак и Кувейт. К коммерческим соображениям этих и других арабских стран-членов ОПЕК примешиваются соображения политические. В российском списке «недружественных стран» (38 фигурантов) нет ни одного государства, входящего в ОПЕК+.
А если говорить о коммерческом интересе стран-членов ОПЕК+, то, наверное, нефтяные санкции Брюсселя против России еще больше подогреют цены на рынке черного золота. Эксперты не исключают, что возникший дисбаланс между спросом и предложением приведет к росту цен до 150 долларов за баррель. Для Европы такие цены могут стать убийственными. Какими могут стать розничные цены на бензин, даже трудно представить. И надо иметь в виду, что введение нефтяного эмбарго против России может стать последним энергетическим ударом по европейской экономике. Первые удары были нанесены решениями по ограничению импорта угля и природного газа. Цены на уголь в Европе уже превысили 300 долларов за тонну. Цены на природный газ ниже 1000 долларов за тысячу кубометров опускаться не собираются (в прошлом году они находились в диапазоне 300-500 долларов). И вот теперь – перспектива иметь нефть по цене 150 долларов за баррель (в два раза дороже, чем в конце 2021 года, и в три раза дороже, чем в конце 2020 года). Назревает страшнейший энергетический кризис. Уже в первом квартале сего года рост ВВП в еврозоне (19 государств) был чисто символическим – всего на 0,2%. Во втором квартале динамика ВВП может уйти в минус.
Конечно, нефтяное эмбарго шестого пакета санкций будет весьма болезненным и для России. Газ и уголь дают поступления в российский бюджет меньше 10% всех доходов. А добыча и экспорт нефти – более 30% доходов бюджета. Нефтяное эмбарго ЕС (независимо от того, будет оно полным или частичным) мы почувствуем после ноября (когда истекут полгода, отведенные для сворачивания нефтяного импорта из России).
Частично Россия сумеет переориентировать поставки черного золота на Восток. И Китай, и Индия готовы импортировать дополнительные количества российской нефти, тем более что она им будет поставляться с хорошими ценовыми дисконтами. 4 мая The New York Times сообщила о том, как восточные партнеры России перехватывают нефть, от которой отказывается Европа. За неполную неделю в четырех портах на западном побережье Индии разгрузились 9 танкеров, которые доставили в страну нефть и СПГ российских компаний. От них отказались в Европе, но взяли со скидкой в Индии.
NYT комментирует: «Для Индии решение твердо придерживаться своего нейтралитета в отношении войны России на Украине больше не означает просто сохранение возможностей выбора в мире с множеством центров силы. Это превратилось в прибыльный пример экономического оппортунизма: российская нефть – слишком выгодная сделка, чтобы отказываться от нее. Закупки Индией российской нефти резко выросли с начала конфликта, они увеличились с нуля в декабре и январе до примерно 300 000 баррелей в день в марте и 700 000 баррелей в день в апреле. Сейчас на нефть приходится почти 17 процентов индийского импорта по сравнению с менее чем 1 процентом до вторжения».
А большую часть добываемого в стране черного золота Россия должна переориентировать на себя. Будем прямо говорить: поставки сырой нефти на мировой рынок – варварство. Еще Д.И. Менделеев сказал: «Сжигать нефть – всё равно что топить печку ассигнациями».
А в России мы и сами нефть сжигаем уже много лет, и поставляем ее за рубеж, чтобы другие сжигали. Нам в дополнение к производству бензина и других топливных нефтепродуктов надо развивать нефтехимию, производство пластмасс и полимерных материалов. Ассортимент нефтехимии очень широкий: этилен, пропилен, бутилены; спирты, в том числе высшие жирные (ВЖС); карбоновые кислоты, в том числе синтетические жирные (СЖК); кетоны: ацетон, метилэтилкетон (МЭК); всевозможные эфиры; бензол: толуол, этилбензол, стирол, кумол; фенолы, нитробензолы; галогенпроизводные углеводородов, синтетический каучук, латексы; шины, резинотехнические изделия (РТИ); технический углерод и др. Об ассортименте пластмасс и полимерных материалов, производимых на базе нефти, я вообще не говорю, настолько он широк.
Развивая глубокую переработку нефти, мы будем решать в первую очередь задачу импортозамещения, которая встала во весь рост в связи с санкционной войной. Избытки продукции нефтехимии, производства пластмасс и полимерных материалов можно направлять на внешний рынок. Эффективность такого экспорта будет на порядок выше, чем вывоз сырой нефти. К тому же продукция глубокой переработки нефти в меньшей степени попадает под прицел западных санкций.
К сожалению, сейчас переработка нефти внутри страны почти исключительно сводится к производству бензина и других видов топлива.
Необходима срочная разработка программы развития глубокой переработки отечественной нефти. Под нее потребуются серьезные импортные закупки машин и оборудования. Валюта на эти цели есть (пока). Вот данные Евросоюза о тех суммах валюты, которые страны ЕС заплатили России за поставляемые энергоресурсы с 24 февраля по 5 мая 2022 года (млн. евро):
нефть – 20.986,
природный газ – 30.811,
уголь – 884.
Итого по трем видам энергоресурсов Россия за два с небольшим месяца получила от ЕС 52.581 млн. евро. Надо сделать всё возможное, чтобы эта валюта не ушла, как вода в песок, а направлялассь исключительно на цели ре-индустриализации России, в том числе на развитие производства по глубокой переработке нефти.
Фото: REUTERS/Dado Ruvic