Грозно прозвучало 1 июня предупреждение американского миллиардера Джейми Даймона (Jamie Dimon), сделанное им на финансовой конференции в Нью-Йорке и транслированное CNBC.
Джейми Даймон является председателем совета директоров, генеральным директором и совладельцем JPMorgan Chase – крупнейшего в США банка (капитализация на конец прошлого года – более 500 млрд. долл., активы – 3,74 трлн. долл.). В списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 за 2018 год JPMorgan Chase занял 3-е место. JPMorgan Chase является символом стабильности банковского и финансового мира. Сам Джейми Даймон – пример матерого и успешного банкира. Еще в конце ХХ века он был президентом гигантского банковского холдинга Citigroup. А кресло главы JPMorgan Chase Джейми Даймон занимает с 2005 года.
Я об этом подробно говорю, чтобы было понятно: Джейми Даймон – безусловный авторитет западного банковского и финансового мира, к его словам прислушиваются с таким же вниманием, как к заявлениям председателя Федеральной резервной системы и министра финансов США. И он шокировал публику, сказав, что он готовит крупнейший банк США к «экономическому урагану», который маячит на горизонте.
Есть два основных фактора, которые беспокоят Даймона. Первый – так называемое количественное ужесточение, или QT (quantitative tightening), объявленное руководителем ФРС Джеромом Пауэллом. Оно представляет собой продажу Федеральным резервом долговых бумаг (казначейских и ипотечных) из своего портфеля, что ведет к сокращению денежной массы в американской экономике. QT должно начаться в июне, и постепенно продажи бумаг будут увеличены до 95 миллиардов долларов в месяц. Ровно на такую же сумму будет происходить сжатие денежной массы. К сказанному Даймоном можно добавить, что ФРС США объявила об окончании эры дешевых денег, т.к. повысила ключевую ставку до 0,75-1,00 % и намерена продолжать повышение.
Другим важным фактором, беспокоящим Даймона, является война на Украине и её влияние на цены товаров, в первую очередь продукты питания и топливо. По его словам, нефть может подняться до 150 или 175 долларов за баррель.
Когда Джером Пауэлл 4 мая объявлял о повышении ключевой ставки, он пояснил, что Федеральный резерв главной целью своей денежно-кредитной политики определил борьбу с инфляцией (предотвращение экономической рецессии отошло на второй план). Даймон заявил, что у него есть очень большие сомнения, что денежным властям США удастся подавить инфляцию.
«Вам лучше подготовиться», – сказал Даймон залу, полному аналитиков и инвесторов. «JPMorgan готовится к этому, и мы будем очень консервативны в отношении нашего баланса». Видимо, банкир имел в виду, что в балансе должны остаться самые надежные активы, а в пассивной части балансов надо наращивать величину резервных фондов. По его словам, текущих сбережений американских потребителей хватит на шесть, максимум девять месяцев. После этого начнутся серьёзные экономические сложности и у простых американцев, и у банков; у последних произойдет обнуление средств на депозитах физических лиц.
Даймон несколько раз повторил, что ещё недавно он предпочитал описывать экономическое будущее с помощью слов «тучи на горизонте», «гроза» и т.п. А сейчас он предупреждает, что грядет настоящая буря. «Этот ураган… приближается к нам. Мы еще просто не знаем, будет он маленьким или окажется суперштормом», – сказал Даймон.
Хотя Даймон сконцентрировался на экономике США, он затронул и ее глобальный контекст. Американский Минфин в последнее время стал полагаться в своих заимствованиях на Федеральный резерв, который покупал казначейские облигации. Теперь ФРС их уже не покупает, а продает. А кто же будет их покупать? Даймон напоминает, что во время финансового кризиса 2008-2009 гг. было три категории основных покупателей казначейских облигаций США: центральные банки других стран, коммерческие банки и валютные трейдинговые компании. Сейчас у этих инвесторов не будет ни возможностей, ни желания поглощать такое количество американских облигаций, предупредил банкир. Особо отмечу, что такое желание пропало у центробанков после того, как три месяца назад была проведена заморозка валютных резервов Российской Федерации.
Все заметили эмоциональность Даймона, который всегда был эталоном невозмутимого банкира. Во время выступления он позволил себе использование ненормативной лексики и даже расплакался.
Это выступление стало настоящим шоком для инвесторов и многих других участников финансовых и товарных рынков. Ведь официальные ведомства и институты их убаюкивали совсем другими картинками ближайшего будущего. Так, МВФ заметил на горизонте американской экономики тучи и в апреле ухудшил прогноз роста ВВП США на 2022 год до 3,7% с январской оценки в 4%, но никаких намеков на рецессию в экономике США не сделал.
А вот независимые аналитики и опытные бизнесмены с оптимизмом МВФ, ФРС и американского Минфина также не соглашаются. JPMorgan Chase в начале мая дал оценку роста экономики гораздо более сдержанную, чем все официальные прогнозы. Банк прогнозировал, что рост американского ВВП во втором полугодии составит 2,4%. Наверное, после заявления Даймона о грядущей рецессии банк пересмотрит этот прогноз.
И до заявления Даймона многие эксперты говорили о грядущей буре, но их голоса не были так хорошо слышны.
Еще в начале апреля бывший министр финансов США Ларри Саммерс (Lawrence Summers) заявил, что рецессия в американской экономике является самым вероятным сценарием на фоне высокой инфляции и ужесточения денежно-кредитной политики. «Шансы на жёсткую посадку в ближайшие два года сейчас явно превышают 50%, а возможно, составляют две трети или даже выше», – отметил Саммерс в интервью агентству Bloomberg.
В апреле Deutsche Bank привел в замешательство мировые биржи, став первым крупным банком, который предсказал начало рецессии в США до конца 2023 года.
Через неделю после этого Институт мировой экономики Петерсона (PIIE), один из ведущих вашингтонских аналитических центров, передвинул дату ожидаемой рецессии на конец текущего года: «Дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики приведет к стремительному падению цен на активы и снижению потребительских расходов. В сочетании с драматическим замедлением экономического роста в Китае это может подтолкнуть глобальную экономику к рецессии еще до конца года».
Дэвид Стокман (David Stockman), бывший глава Административно-бюджетного управления при президенте Рональде Рейгане в 1981-1985 годах, заявил: «Я думаю, хочет ФРС этого или нет, но она обвалит фондовый рынок. ФРС загнала себя в адский угол, потому что она сделала фетиш из своего целевого показателя инфляции в 2%, особенно с января 2012 года, когда она официально приняла этот количественный показатель». Это заявление было сделано в апреле, оно звучало как предупреждение Джерому Пауэллу: не ставьте во главу угла борьбу с инфляцией и не приступайте к крутому количественному ужесточению. Однако именно так всё и произошло 4 мая на заседании Комитета по операциям на открытых рынках ФРС США, когда глава Федерального резерва огласил курс на QT.
А вот один из последних прогнозов подобного рода. Нил Ширинг (Neil Shearing), аналитик Capital Economics в мае предсказал с высокой вероятностью экономический спад в США во второй половине 2022 года. Особый удар будет нанесен по таким секторам, как производство товаров длительного пользования, оборудования, сфера недвижимости.
Словом, приближение «экономического урагана» предсказывалось ещё в апреле-мае. Однако предсказания делались вполголоса, шепотом, в узком кругу. Глава JPMorgan Chase сказал то же самое, но громогласно. Америке предстоит готовиться к «экономическому урагану».
Фото: signal2forex