Попытки японского правительства представить приостановку действия заключенного в 1998 году между Москвой и Токио соглашения о «безопасном рыболовстве» в территориальных водах России у берегов южных Курил как неожиданную одностороннюю акцию напрасны. В Японии не могли не понимать, что «адские санкции» в отношении нашей страны не останутся без ответа.
В Токио надеялись, что российское правительство не осмелится затронуть чувствительные для двух стран рыболовные отношения. Ведь Москва, несмотря на санкции, пошла на подписание соглашений о квотах вылова японскими рыбопромышленниками лосося и форели и добычи в водах у российского острова Сигнальный широко потребляемых в Японии водорослей комбу (морской капусты). Ожидалось, что русские будут продолжать придерживаться и соглашения 1998 года разрешавшего японским рыбакам вести лов не в 200-мильной экономической зоне России, а в ее территориальных водах. В 1998 году, Япония добилась от ельцинского правительства согласия не указывать в соглашении, что лов будет вестись в российских водах. В соглашении не было указания на то, что японские рыбаки будут соблюдать российское законодательство при лове нашей рыбы и морепродуктов. Соглашение одностороннее и неравноправное, ибо российским рыбакам не предоставлялось право на основах взаимности вести промысел в японских водах. Всё это означало молчаливое признании японских претензий на суверенитет Японии над всеми южными Курилами и омывающими их акваториями. Соглашение 1998 года было успехом Токио в борьбе за признание «северных территорий» японскими.
Сегодня, как выразился полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, «японцы сами себя хорошо наказывают, им даже помогать не надо». С этим соглашается автор статьи в японском издании Daily Shinchyo Масао Авано. Он признает: «Жесткое решение российского правительства стало шоком для рыбной промышленности восточного Хоккайдо, где только что испытали прилив некоторого облегчения… У рыбопромышленников Хоккайдо растет уверенность в том, что последние меры России являются жесткой «ответкой» Москвы за японские санкции».
В период до подписания соглашения японские рыбаки занимались злостным браконьерством, вторгались в российские территориальные воды у Курильских островов, где они вылавливали все подряд. Японское правительство поддерживало эту деятельность, компенсируя потерю судна в случае его ареста и конфискации и другие убытки. Авано пишет: «Безопасный промысел. Это словосочетание в Японии понимается как обозначение нормального рыбного промысла, исключающего возникновение аварийных или чрезвычайных ситуаций. Однако для рыбной промышленности Хоккайдо оно имеет особое значение. «Безопасность» означает, что, пока японское рыболовное судно работает в водах вокруг северных территорий (в российских водах. – А.К.), российские сторожевые катера не осуществляют его инспекцию или арест. Это значит, что они не будут задерживаться и конвоироваться в российские порты. Это, наконец, означает, что российская сторона не будет применять против рыболовецких судов оружие. В конечно счете «безопасный промысел» означает безопасность для членов экипажей японских рыболовецких судов, исключающую причинение им какого бы то ни было ущерба».
Другими словами, соглашение создавало для японских рыбаков ситуацию, когда они вели беспрепятственный лов рыбы и морепродуктов в российской зоне, как в своей.
В статье приводятся слова Мицуру Сиобаяси, главы крупного рыболовного кооператива Отииси в пограничном городе Нэмуро: «В конце концов, невозможность осуществлять «безопасный промысел» означает для нас большие потери в бизнесе».
Японское правительство говорит о переговорах (консультациях). Надежду японцам на возвращение к соглашению 1998 года дает высказывание официального представителя МИД РФ Марии Захаровой о том, что пока принято решение лишь о приостановлении действия договора до выплаты японской стороной финансовой задолженности.
Однако дальневосточники давно требуют не приостановления, а аннулирования соглашения. В этом их поддерживает полпред Юрий Трутнев: «Они же (японцы) не увезут никуда продукцию, которая там плавает. Ее будут ловить наши рыбаки. Наш рыбный промысел квотирован. У нас определенный дефицит территорий, где можно продуктивно ловить рыбу. Поэтому я уверен, что на их место придут наши рыболовецкие компании, а у японцев возникнут определенные проблемы с питанием, но это их проблемы, они сами себе их придумали».
Санкции г-на Кисиды, наложенные на нашу страну, вернулось бумерангом и бьёт по жителям Страны восходящего солнца. Не обернутся они ничем хорошим и для нынешнего премьера. Рыболовный вопрос может стать одним из центральных на предстоящих в июле выборах в верхнюю палату советников японского парламента. Авано так заключает свою статью: «Ведь на Хоккайдо и особенно в Нэмуро, мы сильно зависим от России, рядом с которой кормимся. И здесь, то плохое, что мы говорим о России, моментально становится там известным и возвращается нам бедой…
Недавно Россия в ответ на японские санкции назвала Японию «недружественной страной» и решительно приостановила переговоры по мирному договору, включая проблему северных территорий. Сейчас ситуация становится еще хуже. В пограничном городе Нэмуро снова пошли разговоры о досмотрах, арестах и обстрелах японских рыболовецких судов, которыми были отмечены еще советские годы… Снова над людьми нависла тень холодной войны. Неужели мы возвращаемся в те времена? При одной мысли об этом меня пробирает дрожь».
В отличие от японского правительства, обвиняющего Москву в «односторонних действиях» по приостановлению выполнения условий соглашения, японские пользователи обвиняют официальный Токио. В комментариях с сайта Yahoo News Japan они пишут:
«Kaz Ну и каковы результаты наших санкций против России?
А как вы думали? Слепо следовать за США и странами Запада в наложении экономических санкций на Россию, и ожидать, что она не даст нам отпор?
Это естественная задача нашего правительства по отношению к рыбакам Нэмуро — гарантировать им помощь со стороны государства.
Западные страны, которые возглавили санкции против России, должны были сначала подумать об их побочных эффектах для себя самих. А то не годится так: как только санкции обернулись против тех, кто их принимал, так сразу и сдаваться. Не беспокойтесь, мир и Запад еще почувствует последствия санкций в тех проблемах, с которыми они столкнутся в обеспечении нефтью, зерном и удобрениями! А разве США и Европа не ожидали, что санкции окажут такое негативное влияние на них же самих?
Diy Что-то я не понимаю такой логики. Разве не глупо вводить в отношении другой стороны экономические санкции и в то же время, как ни в чем не бывало, требовать от нее выполнения действующего рыбного соглашения? Ответные меры того, против кого введены санкции, вполне естественны. Что, даже до этого мысль у правительства Японии не дошла?
Utm А надо запустить вокруг северных островов наш военно-морской флот и управление безопасности на море. Сейчас у русских с Украиной забот полон рот, так что рук у них еще и на восток не хватит!
Ghe А я вот что скажу: этот Зеленский натворил много лишнего. Все этого не произошло бы, если бы он не провоцировал президента Путина. И Япония никогда не должна простить украинскому народу того, что он сделал такого человека своим президентом. Я хочу, чтобы украинцы наконец-то поняли: нынешняя катастрофа на Украине — это их личное дело, и безоговорочно капитулировали.
Pkc Все очень просто: премьер Кисида не любит рыбу. Он ведь из Хиросимы, а там предпочитают всякую лапшу и кономияки (лепешки с овощами) без рыбы. А я уроженец рыбного Хоккайдо!
Xnw Я думаю, что это нам «ответка» за экономические санкции против России. И тут уж ничего не поделаешь… Наша Япония ничего не может, поэтому о нее и вытирают ноги.
st5 Япония сама затеяла эту свару с санкциями, так что и ответ получает естественный. Нам ничего не остается, как смириться с ним.
Lil Вот что приносит односторонняя ориентация только на Америку!»
Фото: rambler.ru