Мы не перестаём удивляться тому, как чиновники Европейского союза и руководители подавляющего числа европейских государств вводят санкции против России, которые больше вредят Европе, чем нам. Создается ощущение, что Европа занялась самоуничтожением.
А причина этой бездумной политики заключается в том, что руководители ЕС и большинства европейских стран принимают решения по санкциям без рассуждений: они просто выполняют команды из Вашингтона. В США находится центр планирования санкционной войны, там готовятся и команды для европейских чиновников.
Как Европа дошла до такой жизни? Происходило это постепенно. Переломным моментом стал 1947 год. 75 лет назад Америка, обогатившаяся благодаря Второй мировой войне, воспользовалась сильным экономическим ослаблением Европы и подцепила ее на крючок плана Маршалла.
План был выдвинут в 1947 году американским госсекретарём Джорджем К. Маршаллом. Официальное название плана – «Программа восстановления Европы» (European Recovery Program).
Основные контуры программы были одобрены на совещании в Госдепе 28 мая 1947 года, но датой рождения плана считают 5 июня 1947 года, когда Джордж Маршалл публично изложил программу в своей речи в Гарвардском университете. Можно считать датой рождения и 12 июля 1947 года, когда в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы для обсуждения программы. На совещание приглашались также представители государств Центральной и Восточной Европы, но по настоянию Москвы, руководители этих государств отказались от приглашения. От участия в совещании отказалась также Финляндия.
Нетрудно усмотреть связь плана Маршалла с «доктриной Трумэна», направленной на ограничение роста сил социализма в мире и оказание непрерывного давления на СССР и другие «тоталитарные» режимы. В разработке доктрины участвовали Д. Кеннан, А. Даллес, Л. Хендерсон, Д. Ачесон и другие государственные деятели США. Доктрина использовалась для обоснования американской экономической и военной помощи странам, которые должны были стать противовесами влиянию Советского Союза. Уже в 1947 году Конгресс США выделил 400 млн долларов Греции и Турции в бюджете на 1947/1948 финансовый год под предлогом «коммунистической угрозы».
Что касается плана Маршалла, то США старались представить его как сугубо экономическую программу. Главной целью плана объявлялось восстановление разрушенной в ходе войны экономики Европы. Экономическая ситуация была действительно удручающая. В 1947 сельскохозяйственная продукция Европы составляла 83 % от уровня 1938 года, промышленное производство – 88 %, экспорт – 59 %. Варшава, Роттердам, Берлин лежали в руинах. Миллионы людей остались без крова. Экономическая инфраструктура была разрушена, особенно транспортная инфраструктура. Хотя значительная часть малых городов и сёл Западной Европы не понесли ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции.
Однако план Маршалла преследовал и политические цели. Условиями предоставления помощи стали: 1) удаление из правительств европейских стран коммунистов; 2) отмена программ национализации. Позиции коммунистов были особенно сильны во Франции и Италии. В частности, во Франции на выборах в Национальное собрание в ноябре 1946 г. компартия получила почти 29% голосов, представитель КПФ занял пост министра обороны, ещё трое коммунистов стали министрами без портфелей. На коммунистов и социалистов в совокупности пришлась половина голосов в парламенте Франции. В Италии на парламентских выборах 1948 года коммунисты получили более 30% голосов. Европа не устояла перед искушением американской помощи, ультиматум Вашингтона был исполнен. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не оставалось.
План Маршалла начал осуществляться 4 апреля 1948 года, когда Конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший четырёхлетнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951 г.) составила около 13 млрд долларов (в ценах 2012 года это примерно 600 млрд долл.).
Основная доля ассигнований в указанный период времени пришлась на Великобританию (2,8 млрд), Францию (2,5 млрд), Италию (1,3 млрд), Западную Германию (1,3 млрд), Нидерланды (1,0 млрд). Позже план Маршалла был применён также к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии (в том числе Тайваню). После 1951 года план Маршалла начал сворачиваться. Формально он действовал до середины 1960-х годов. Общая сумма средств помощи за все годы составила около 17 млрд долл.
План Маршалла первоначально предполагал также помощь в послевоенном восстановлении экономики СССР. Но советское руководство в конце концов отказалось от любых форм помощи в рамках плана, понимая, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Когда еще был жив Рузвельт, между ним и Сталиным была достигнута предварительная договоренность о том, что Америка предоставит Советскому Союзу финансовую помощь на восстановление экономики без каких-либо политических условий. В масштабах, примерно сопоставимых с помощью по ленд-лизу (11,3 млрд долл.). Однако эти договоренности остались нереализованными из-за смерти в апреле 1945 года Рузвельта, а его преемник Трумэн взял курс на холодную войну с Советским Союзом.
СССР был приглашён на упомянутое выше совещание в Париже 12 июля 1948 года. Советская делегация во главе с В. Молотовым выехала в столицу Франции. «При обсуждении любых конкретных предложений советская делегация должна возражать против таких условий помощи, которые могли бы повлечь за собой ущемление суверенитета европейских стран или нарушение их экономической самостоятельности», – говорилось в инструкции, которую Молотов получил от Сталина.
27 июня – 2 июля Молотов в Париже предварительно обсуждал план Маршалла с британским и французским коллегами Эрнстом Бевином и Жоржем Бидо. Советский министр иностранных дел рассчитывал, что Москве удастся выработать единую с Лондоном и Парижем позицию по условиям получения помощи от Вашингтона. Молотов заявил, что Москва желала получать деньги без каких-либо условий и контроля, приводя в пример ленд-лиз. Западные собеседники в ответ на это указывали, что война закончилась, следовательно, и отношения должны строиться по-иному. В Париже было принято решение о нашем отказе участвовать в совещании. В ночь с 30 июня на 1 июля В. Молотов телеграфировал И. В. Сталину: «Ввиду того, что наша позиция в корне отличается от англо-французской позиции, мы не рассчитываем на возможность какого-либо совместного решения по существу данного вопроса».
Как это ни странно, но оппозиция плану Маршалла была не только со стороны СССР и стран Восточной Европы, но и со стороны ряда американских политиков и государственных деятелей. Позиция Москвы нашла поддержку в лице занимавшего в 1940-1944 годах пост вице-президента США Генри Уоллеса. Он осудил план Маршалла, назвав его инструментом холодной войны против СССР. В Конгрессе США план Маршалла критиковали республиканцы, считая, что он ляжет тяжелым бременем на плечи американских налогоплательщиков.
Американские и европейские СМИ того времени акцентировали внимание на экономических результатах реализации плана. Однако Вашингтону через помощь по плану Маршалла удалось решить и иные задачи. Например, создать в 1949 году блок НАТО. Или сохранить в Западной Европе свои военные базы, созданные в 1945-46 гг., и даже расширить их сеть.
Одной из целей плана Маршалла было подталкивание стран Старого Света к экономической и политической интеграции (с целью усилить противовес влиянию СССР в Европе). Москва уже в 1949 году сумела интегрировать страны Восточной Европы в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), а в Западной Европе ничего подобного не было. В мае 1950 года появилась первая интеграционная группировка – Европейское объединение угля и стали (план Шумана). Членами ЕОУС стали Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Следующий шаг в деле европейской экономической интеграции был сделан семь лет спустя, когда шесть стран-членов ЕОУС подписали Римский договор, положивший начало формированию общего рынка Западной Европы.
Для решения практических вопросов по реализации плана Маршалла в США была создана Администрация экономического сотрудничества. Европейские страны учредили Комитет по экономическому сотрудничеству, из которого впоследствии выросла Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Кратко об экономических условиях помощи по плану Маршалла. Часть помощи была безвозмездной, в виде субсидий (средства для закупки продовольствия, топлива и одежды). Другая часть – в виде льготных кредитов (производственное оборудование и др.). Активное участие в реализации плана принимал связанный с государством Экспортно-импортный банк США, который предоставлял льготные кредиты и банковские гарантии.
В любом случае выделенные средства почти исключительно направлялись американским компаниям, которые поставляли Европе необходимые товары. В этом смысле план Маршалла был помощью не только Европе, но и американскому бизнесу. Резкое сокращение военных расходов в США после окончания войны создало угрозу вхождения американской экономики в кризис. План Маршалла заместил хотя бы частично военные расходы на расходы по помощи. В частности, примерно треть средств, выделенных на план Маршалла, была израсходована на закупку излишков американской сельскохозяйственной продукции.
Нельзя не признать, что план Маршалла сыграл существенную роль в восстановлении европейской экономики. ВВП Европы за период с 1947 по 1951 г. возрос на 32,5 %, промышленное производство – на 40 %, объем производства сельскохозяйственной продукции – на 11 %. Но ведь и экономическое восстановление Старого Света в конечном счете преследовало цели геополитические. В планах Вашингтона Европе отводилась роль противовеса растущему влиянию Советского Союза.
75 лет назад Америка предложила Европе взятку за отказ от суверенитета. Европа взятку приняла и остаётся колонией США по сей день.