Американцы организуют и финансируют военные учения в Таджикистане

Кого дразнит Рахмон – Кабул или Москву?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Таджикистане третий день идут американские учения Regional Cooperation – 22 с «союзниками и друзьями» России. Участвуют подразделения Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Пакистана и Монголии. Американцев не так много, но они финансируют и организуют.

Сайт посольства США в Душанбе сообщает, что учения дадут возможность наладить координацию, они направлены на укрепление региональной безопасности и стабильности, повышение возможностей перехвата оружия массового уничтожения, наркотиков и «террористических элементов».

А выступивший на открытии маневров посол США в Таджикистане Джон Марк Поммершайм сказал: «Будучи крупнейшими военными учениями США с участием стран Центральной и Южной Азии, «Региональное сотрудничество – 2022» предоставляет уникальную возможность укрепить отношения с нашими партнерами в этом регионе». Все как обычно – во имя добра в Центральной Азии.

Интерес Вашингтона у региону очевиден, особенно в годовщину позорного бегства янки из Афганистана. Рахмон, пригревший у себя оппозицию "Талибана", активно раздражает Кабул, создавая нервозную обстановку на границе. Для американцев это просто находка. Кабул, кстати, высказал свое недовольство американскими маневрами у соседей, чем доставил таджикским властям удовольствие.

Военные США и военные союзники России

Военные США и военные союзники России

Отдельно американцы проведут двусторонние учения с таджиками на полигоне в Фахрабаде. Мало кто сомневается, что на этих закрытых сборах будут и люди Ахмад-шаха Масуда-младшего.

Однако, дёргая талибов* за бороду, Рахмон понимает (хочется верить): случись что, защищать его будут не американцы, а русская 201-я база. Потому многих так и взволновал вопрос поведения таджикского руководства, которое в данном случае выглядит даже не свидетельством «традиционной многовекторности», а смахивает на попытку сталкивания русских и талибов в период частичной нормализации их отношений.

Кстати, не спроста ли учения начались тогда, когда Кабул начал вести переговоры о покупке в России 1 млн баррелей нефти, а глава торгово-промышленной палаты Афганистана Мохаммадюнис Хоссейн сообщил о намерении закупить у России 2 млн тонн зерна?

Несмотря на то, что учения с американцами и под руководством американцев явно являются триггером, Москва не стала официально комментировать учения, предоставив возможность высказаться экспертам, которые уже указали на ошибку Душанбе с «многовекторностью» по причине дипломатической слабости Рахмона-политика в сравнении с «многовекторными монстрами» из Ташкента и Нур-Султана.

Эксперты также напомнили о вариантах ответной превентивности в виде денежных переводов гастарбайтеров и проверки законности пребывания этих самых гастарбайтеров на территории РФ.

Рахмону освежили в памяти и то, что, помимо талибов, у него есть ГБАО, который, в отличие от самого Рахмона, куда более ориентирован на Россию, и то, что надо же придумать устроить учения с американцами, когда в повестке тайваньский кризис. Или Рахмон забыл о позициях Китая в Центральной Азии?

«Эскпертный наезд» как новая форма гибридного противостояния вполне уместен и даже эффективен в нынешних условиях, а некоторым соседям и друзьям надо не стесняться объяснять перспективы (и быть готовыми эти «перспективы» воплощать в случае чего).

Самым загадочным в истории с американскими маневрами является то, что совсем недавно, в конце июня, Душанбе посещал Владимир Путин. Посещал один, без делегации министров и без итоговых пресс-конференций. Визит буквально свернул мозги специалистам, пытавшимся понять, проверял ли Путин надежность Рахмона, хотел ли заручиться поддержкой Душанбе в ситуации с Украиной (хотя что бы это дало Москве?), уговаривал ли Рахмона вступить в ЕАЭС, чего якобы тот не хочет. Именно тот «неразгаданный» визит стал основанием для некоторых специалистов полагать, что учения с американцами могут проходить с санкции Кремля. Однако, если даже эту гипотезу принять, крайне неприятно видеть среди участников других членов ШОС и ОДКБ. Этот вопрос, как и вопрос о непрекращающихся американских учениях с Казахстаном, может привести к ужесточению обязательств участников этих объединений при излишней их страсти к Вашингтону или Лондону.

Соб. корр. ФСК