Иногда победить в информационной войне не менее важно, чем на поле боя. Одним из главных противников России (а раньше – СССР) выступает в этой войне американский телеканал CNN. И вдруг информационный гигант, основанный в 1980 году миллиардером Тедом Тёрнером, стал терять силу. «Напыщенные извращенцы, педофилы и пропагандисты не продаются. Кто же знал?» – смеются журналисты над проблемами, возникшими у американской «империи лжи».
Всё началось еще до СВО, в начале года. «В первую неделю 2022 года CNN столкнулся с резким сокращением аудитории почти на 90% как в целом, так и в критически важной демографической группе, интересной рекламодателям, – сообщила Daily Mail. – За неделю с 3 января Сеть в среднем насчитывала всего 548 000 зрителей по сравнению с почти 2,7 миллиона зрителей с той же неделей января в 2021 году». CNN не просто потерял 90% аудитории. Издание, которое в Америке считают почему-то «левым», потеряло 86% зрителей в возрастной группе 25-54 года, а ведь она устанавливает тарифы на рекламу! В этой группе осталось 113 000 слушателей по сравнению с 822 000 год назад.
Нет, зрительский интерес к новостям не упал. У канала Fox News, поддерживающего Трампа, всё в порядке. Американцев по-прежнему интересуют новости. Проблема в том, какую жвачку им подсовывают вместо новостей. «Кто бы мог подумать, что самодовольные мрачные ведущие, извергающие ложь, фанатизм, ненависть, насилие и пропаганду, не будут продаваться как горячие пирожки?» – иронизирует над CNN один из авторов известного американского сайта Брейтбарт.
Масла в огонь подливают скандалы вокруг CNN: новостное агентство постоянно ловят на лжи и фабрикации фальшивых новостей. Никто не любит, когда ему лгут, и даже все больше демократов смотрят MSNBC, Fox News, но не CNN. Канал слили с WarnerMedia, выдвинули идею открыть свой стриминг-сервис, поменяли руководство, привлекли генеральным директором продюсера Криса Лихта. И Лихт сказал: что ж, придется нам быть честными и объективными. После чего отправился на Капитолийский холм просить конгрессменов спасти CNN, выступая в эфире и придавая передачам видимость объективности.
Фото: REUTERS/Dustin Chambers
«Это означает, что Джим Акоста, Дон Лемон, Андерсон Купер, Джейк Таппер и Джеффри Руки под столом Тобин теперь станут настоящими репортерами новостей. Они будут сообщать факты, а не придумывать истории – и каким-то образом они приобретут эти новые для них навыки, не посещая многолетнюю программу коррекционного обучения», – комментирует писатель Джон Грин .
Однако можно ли перестроить «империю лжи»? CNN десятилетиями подрывал доверие к себе. Чтобы вернуть его, потребуется гораздо больше, чем декларации Криса Лихта. Пять лет CNN приписывал Дональду Трампу участие в сговоре с Россией, восемь лет восхвалял Барака Обаму, затем упорно молчал о ноутбуке Хантера Байдена. Словом, торговал дезинформацией вроде той, что пыталось продавать «министерство правды» (Совет по управлению дезинформацией) поющей украинско-американской чиновницы Нины Янкович.
«Министерство правды» закрылось, так и не открывшись. Судьба этого заведения должна была навести руководство CNN на мысль о неизбежном крахе стратегии «Можно обманывать весь народ всё время» (если Авраам Линкольн для них не авторитет). Для бизнеса, который торгует доверием, команда CNN продала свою долю задешево. Несколько лет подмены новостей и информации голой пропагандой и тенденциозными интерпретациями осушили кредит доверия публики. Падение рейтинга, словно падение уровня воды в европейских реках, обнажило «голодные камни», предвестники катастрофы.
Ещё вчера казалось, что глобальная «империя лжи» непобедима. CNN и его европейские коллеги транслировали «заказные мифы» на любую тематику: «О глобальном потеплении, в котором виноват человек, о легитимности того или иного правительства, о феминистках и трансгендерах. Это у них называлось новостями, но каким-то загадочным образом новости такие превращались в круглосуточное промывание мозгов… – пишет Дмитрий Косырев. – То, что никогда не прозвучало бы по CNN (а именно иное мнение), как бы не существовало».
Вопрос, отчего произошло падение американского медийного колосса, выходит за рамки Америки. Тотальное промывание мозгов стало образцом для подражания в европейских СМИ, количество лжи в информационном поле начало зашкаливать. У публики постепенно исчезало желание потреблять медийный «продукт». Восстановить ее доверие, уже потеряв большую часть аудитории, кажется неразрешимой задачей. Ложь зиждется на глиняных ногах рейтингов, а рейтинги имеют свойство рушиться, когда публике перестает нравиться то, что ее постоянно обманывают.
В какой-то момент людям, работающим с информацией, начинает казаться, что их влияние на умы позволяет выделывать с публикой что угодно. Например, заказать «великую перезагрузку» по Клаусу Швабу – и покорные толпы стройными рядами отправятся «перезагружаться». СМИ забывают, что и сами они созданы интересом и доверием публики. А когда интерес и доверие утрачены, «символ эпохи» может отправляться на свалку.
Заглавное фото: REUTERS/Leah Millis