24 августа пресс-служба Кремля сообщила о состоявшемся по инициативе армянской стороны очередном телефонном разговоре президента России Владимира Путина и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Согласно официальной информации, «продолжено обсуждение ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Подтверждена важность последовательной реализации трёхсторонних договорённостей лидеров России, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года. При этом отмечена роль российского миротворческого контингента в деле обеспечения стабильности в регионе». Кроме того, были «затронуты некоторые актуальные темы дальнейшего развития отношений стратегического партнёрства и союзничества России и Армении».
В этот же день стало известно об отзыве мэрией Еревана выданного ранее разрешения на проведение в центре армянской столицы антироссийского митинга. Выдвинувшихся на площади Свободы активистов под флагами «свободной России» аккуратно отлавливали, не давая им развернуть лозунги в поддержку киевского режима. До недавних пор армянские власти действовали прямо противоположным образом, уделяя пристальное внимание акциям пророссийских активистов (таких, как Мика Бадалян и скоропостижно скончавшийся недавно прямо в зале суда Армен Григорян), но никак не их крикливым «жовто-блакитным» и «бело-сине-белым» оппонентам. Среди временно задержанных 24 августа – некие Юрий Алексеев, на имя которого было выдано первоначальное разрешение на митинг и шествие, и Олег Русаков, активисты ереванского отделения проекта «Ковчег», организованного Ходорковским и его компанией.
Ранее по горячим следам взрыва в торговом центре «Сурмалу» на территории бывшего Ереванского консервного завода в некоторых местных СМИ появились провокационные и начисто бездоказательные утверждения о причастности к ним неких российских структур, что спровоцировало выдержанную в резких тонах ноту посольства РФ в Ереване. Заметим, среди кочующих в республике версий трагического происшествия, помимо нарушений правил техники безопасности, фигурирует и тема бизнес-разборок с упоминанием имени одиозного олигарха Хачатура Сукиасяна (Грзо), одного из спонсоров правящей партии «Гражданский договор». Кроме того, выступая по случаю годовщины принятия 23 августа 1990 года Декларации о независимости, Пашинян позволил себе очередной завуалированный выпад в сторону Москвы: «Независимость для нас – это крепкие союзнические отношения, но союзники не всегда являются только вашими союзниками, но и союзниками тех, кто против вас».
Едва ли для кого-то являются секретом армяно-азербайджанские переговоры, ведущиеся отнюдь не только в рамках трёхсторонней комиссии на уровне вице-премьеров России, Азербайджана и Армении. 19 августа в Брюсселе прошла очередная встреча секретаря Совета безопасности РА, питомца «гнезда Сороса» Армена Григоряна и помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева. Не исключено, что ими прорабатывались положения некоего мирного соглашения между Баку и Ереваном, без которого, как неоднократно подчёркивали в Анкаре, не может быть полноценного урегулирования армяно-турецких отношений. В контексте конфронтации между Москвой и Брюсселем наличие нескольких конкурирующих переговорных площадок как минимум вносит в региональные процессы дополнительную неопределённость и напряжённость.
Как отмечает политический обозреватель Аршалуйс Мгдесян, власти непризнанного Нагорного Карабаха при посредничестве российских миротворцев и с ведома официального Еревана также «поддерживают определённые связи с руководством Азербайджана». Контакты и переговоры сторон нацелены на решение организационно-технических вопросов (порядок пользования и ремонт коммуникаций, завершившаяся к 25 августа эвакуация нескольких поселений в районе Лачина, осмотр Сарсангского водохранилища и т. д.), однако в нынешней наэлектризованной атмосфере контакты неизменно политизируются. В Нагорном Карабахе призывают Пашиняна, некогда клятвенно заверявшего об отсутствии секретов от народа, раскрыть детали всех договорённостей с Баку, включая устные. В любом случае путаное и противоречивое поведение армянской стороны, периодические попытки переложить ответственность на российских миротворцев, отсутствие внятной информации, манипулирование общественными настроениями, судорожные поиски виновных в собственной некомпетентности и провалах – всё это не может не вызывать ничего, кроме крайнего недоумения.
После «бархатной революции» 2018 года новые власти неоднократно заявляли, что Россия должна принять «новые реалии». Более того, внеся хаос и смуту в переговорный процесс в рамках Минской группы, дезорганизуя армию и спецслужбы, они работали как на слом многолетнего статус-кво, так и на сдачу Нагорного Карабаха по жёсткому варианту. Как полагает профессор МГИМО Андраник Мигранян, «армянские власти проводят свою последовательную антироссийскую линию. Пашинян и его соратники всегда выступали за выдавливание России из Армении, с Южного Кавказа, ориентировались на установление договорных отношений путем уступок по всем вопросам Азербайджану и Турции… Приход русских на последнем этапе 44-дневной войны, сохранение хотя бы части Карабаха, присутствие российских миротворцев стали ударом по интересам и целям Пашиняна и его команды. Ибо их последовательной линией всегда, и до прихода к власти тоже, был отказ от Карабаха, как от обузы, мешающей, как им казалось и кажется, устанавливать дружеские отношения с соседями, привлекать в регион Запад и США и выдавить русских и российскую военную базу из Армении».
Неудачный для России ход СВО на Украине способен привести к образованию вакуума безопасности на Южном Кавказе, которым Азербайджан воспользуется для окончательного решения карабахской проблемы – таково мнение многих армянских и зарубежных наблюдателей. Пока такой сценарий выглядит маловероятным, и значение России как ключевого гаранта безопасности небольшой кавказской республики за последние два года не уменьшилось. В частности, из четырёх участков внешних границ Армении лишь наиболее спокойный, грузинский, участок охраняется пограничными войсками республики; если до 2020 года граница с Азербайджаном прикрывалась армянской армией, то сегодня и в этом направлении (Тавуш, Гегаруник, Ввйоцдзор, Сюник) выдвигаются российские пограничные посты. В то же время заигрывания определённых кругов Армении с Западом объективно способствуют превращению республики (в частности, её приграничных районов) в «серую зону», благодатную для провокаций.
Можно предположить, что до некоторой степени именно по такому сценарию развивались события в начале августа, когда Баку, обвинив армянскую сторону в гибели азербайджанского военнослужащего, объявил о начале операции «Возмездие», взяв под контроль высоты Сарыбаба и Буздух в Лачинском и Кельбаджарском (Бердзор и Карвачар) районах. После прекращения столкновений Баку в ультимативной форме потребовал от Еревана завершения процесса вывода из Карабаха военнослужащих армянской армии, а также разоружения «незаконных вооруженных формирований» на территории края. Пашинян фактически с этим соглашается, утверждая, что «в случае гарантий со стороны Баку Армия обороны Арцаха может не осуществлять боевое дежурство», одновременно обвиняя Москву в бездействии: «События последних дней вызывают в армянском обществе вопросы о содержании и сущности миротворческой миссии в Нагорном Карабахе».
Творчески развивая тезисы «варчапета», патентованные борцы с «российской пропагандой» истерично требуют «убрать из армяно-азербайджанского процесса зловещую тень России». Согласно их логике, «наши кризисы с нашим соседом Азербайджаном… срежиссированы, инсценированы, вдохновлены и руководствуются именно Россией», якобы являющейся в этих кризисах «главным выгодополучателем». В качестве путей выхода из сложившейся ситуации, в частности, предлагаются:
– приостановка (вплоть до выхода) членства Армении в ОДКБ;
– начало переговоров с Западом в надежде на перевооружение армянской армии западным оружием вместо «неэффективного» российского;
– денонсация соглашений о совместных российско-армянских группировках;
– ужесточение правил для российских военных объектов, включая запрет на несение службы за пределами военных городков;
– интенсификация переговоров с Турцией и Азербайджаном на «тбилисской» и «брюссельской» переговорных площадках;
– диверсификация экономических связей, включая прекращение импорта российской продукции;
– реформа спецслужб и правоохранительных органов на западный манер и т. д.
Активное навязывание армянским гражданам таких умонастроений неизбежно приведёт к усугублению кризисных явлений в российско-армянских отношениях.