На днях «Ведомости» опубликовали результаты исследования Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО) «Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодёжи 2022», где была затронута и тема патриотизма. В исследовании приняли участие 150 тысяч учащихся в возрасте от 14 лет, более 100 тысяч родителей и педагогов.
Что выяснилось? Больше всего патриотов оказалось среди 14-15-летних подростков – 70% (по их собственным словам), но к 19 годам таковых становится меньше. Среди кадетов патриотов не больше, чем среди учащихся других образовательных учреждений, а вот в интернатах и техникумах их меньше – 66% и 65% соответственно.
Исследователи утверждают, что среди молодёжи от 14 лет патриотов стало аж на 11% больше, если сравнивать с результатами похожего прошлогоднего исследования. Казалось бы, радоваться надо. Однако не получается.
Только 59% юных патриотов поддерживают действия России по отношению к Украине, 36% говорят о каком-то «нейтральном отношении», 3% не одобряют СВО, а ещё 2% затрудняются с ответом.
В то же время 22% тех, кто не считает себя патриотом, поддерживают политику РФ в отношении украинских соседей, держат «нейтралитет» 36%, а 11% СВО не поддерживают. Не определившихся в этой группе 5%.
Нечему, выходит, радоваться. Если верить исследованию РАО, понятие патриотизма у нового поколения настолько размыто, что оно спокойно укладывается в один ряд с эмиграцией и «нейтралитетом» в отношении специальной операции ВС РФ. И, видимо, не является для молодых людей чем-то значимым для их будущего.
Показательно также, что 97% учителей и 87% родителей опрошенных взрослеющих детей назвали себя патриотами. Выходит, старшие не находят решения задачи патриотического воспитания (если такая задача вообще ставится). К тому же 14-19 лет – это возраст, когда парни и девушки ищут признания в своей среде, мнение взрослых для них, мягко говоря, не первостепенно.
Исследование РАО на тему юношеского патриотизма – это повод крепко задуматься: почему, находясь во вполне сознательном возрасте, подростки настолько «плавают» в своём отношении к операции, которую российские вооружённые силы проводят на Украине?
Ответ есть. Молодые слишком мало знают об СВО, о жизни Донбасса, и понять, почему Россия «вписалась» за Донбасс, им сложно.
«Ребята, у нас катастрофа. И она не там, где мы думаем. Наши российские дети НИЧЕГО не знают о восьмилетней войне в Донбассе. Они не знают, что такое АТО, они не знают о том, что такое АЛЛЕЯ АНГЕЛОВ, они не знают, как там живут уже восьмой год люди и ПОЧЕМУ республики не приняли и не поддержали переворот на майдане. Сегодня я по просьбе ректора Ярославского университета встречалась со студентами – будущими политологами и филологами. Прекрасные ребята. Но то, что я им рассказывала о событиях в Донбассе, о геноциде русского населения, о 14 тысячах погибших за восемь лет, – всё это было для них впервые. У меня шок. Мне на секунду показалось, что я пытаюсь рассказать, что такое снег жителям Центральной Африканской Республики» – эти слова журналистка Светлана Пикта, переехавшая из Киева в Ярославль, написала в марте 2022 года, уже во время СВО. По её словам, молодые люди «курируются околостуденческими организациями, которые, не скрывая, плодят фейки о российской армии, транслируют фейки украинской пропаганды, призывают к участию в антироссийских митингах».
Студенты ЯрГУ – это вчерашние и позавчерашние школьники. И так – практически везде, за очень редкими исключениями. Это и есть ответ на вопрос, почему молодёжь так странно выявляет патриотизм: она не очень-то в курсе происходившего и происходящего.
Основными источниками информации молодёжь, согласно исследованию РАО, назвала социальные сети (около 80%), друзей (56%) и новости из Интернета (50%). Семья и школа сюда не попадают, телевизор тоже. И сети – безусловный лидер среди «поставщиков» контента тем, кому от 14 до 19. Несложно догадаться, какие именно сети лидируют в молодёжной среде – YouTube и TikTok. Формат информации, который лучше всего воспринимает эта среда – короткие видео.
Именно через такой формат происходит погружение российской молодёжи в украинское информационное поле. «Особый интерес представляет вирусное распространение роликов и другого контента в мессенджерах и социальных сетях, снимаемых украинской стороной во время боёв за последние несколько дней. Яркие кадры, счастливые танцы украинских солдат, удачно наложенная энергичная и агрессивная музыка, эстетика видеоряда вызывают у российской молодёжи неподдельный интерес. Ребята и девушки не разбираются в геополитике. Для них одни русскоязычные люди побеждают других русскоязычных людей. Идеология силы, агрессии и безумной уверенности в своей правоте», – пишет телеграм-канал Мадам Секретарь, отмечая информационную ограниченность данных, поступающих с российской стороны.
Молодому поколению «ящик» не предлагает ничего, что бы могло увлечь; из полусотни опрошенных подростков от 14 до 18 лет ни один (!) не назвал «свой» российский телеканал или любимую информационную передачу. И хотя ряд телеканалов вроде бы ориентируются на зрителя 10-59 лет («Первый канал»), 14-44 года (ТНТ), 10-45 лет (СТС), для аудитории 14+ насыщенной сетки передач они предложить не могут. И никто не может.
Российское телевидение, похоже, смирилось со своим умиранием для молодёжной аудитории и решило тихо умереть совсем. Хотя, согласно опросам, примерно 15% подростков телевизор смотрят более или менее постоянно, а около 30% – иногда, но всё реже. Видно, нет на российском ТВ «ни талантов, ни рук, ни идей, ни людей, хоть убей…».
И вот ещё: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования внезапно удалил своё исследование, заявив вдруг, что оно является… «фейковым» (?); при этом удалённая страница сохранена в Google. Поводом для удаления стали публикации в прессе, заострившие внимание на том, что среди назвавших себя патриотами 46% хотели бы уехать из России. Ну да, подавляющая часть юных «эмигрантов» просто хочет повидать другие страны и вернуться домой. Так ведь и здесь – широкое поле для патриотического воспитания; стремление молодого человека увидеть мир и его любовь к Родине (патриотизм) могут прекрасно дополнять друг друга.
Гораздо большую тревогу вызывает отсутствие содержательного контента, удовлетворяющего молодёжь. Природа не терпит пустоты. Хотим ли мы оставить всё как есть, ожидая, пока пустоту полностью заполнит враг?