Превращение Европы в промышленную полупустыню, нуждающуюся в долларах на восстановление своей экономики и в СПГ из-за океана для обогрева жилищ, кажется, прочно овладело умами политиков во всех столицах Евросоюза по команде Урсулы фон дер Ляйен. Только этим можно объяснить тот экономический тупик, куда движется Европа.
Deutsche Bank недавно отменил собственный прогноз о мягкой рецессии, поскольку прогноз оказался слишком оптимистичным. Теперь аналитики ожидают, что к середине 2023 года ВВП еврозоны упадёт на три процента. И произойдёт это из-за введения санкций против Москвы и отказа от российского топлива. Промышленность Европы, лишаясь своих конкурентных преимуществ (в числе которых и дешёвые российские энергоносители), потянула вниз все сферы экономики.
Впервые со времён Французской революции появились признаки возможного крушения европейской цивилизации, возведённой на «священных» принципах частной собственности, свободного рынка и демократии.
На что надеется Старый Свет, обрубая корни собственной экономики? На демократию, которая превратилась в свой антипод, опрокинула нормы нравственности и сейчас шумит на европейских площадях? Демократию, которая оторвалась от демоса, когда-то её породившего, и разрушает экономику Европейского союза по американским «правилам»? Надо признать: Вашингтон не без блеска разыграл политическую партию за контроль над Европой.
Последней надеждой вырвать еврозону из американской петли было упорство Ангелы Меркель, которая пыталась спасти энергетическую независимость Германии от США. Уходя со двора здания министерства обороны в Берлине под «дождь из красных роз» (хит 1974 года, популярный в ГДР), Ангела была уверена, что победила, отказавшись от запрета на введение в строй «Северного потока - 2». Однако она недооценила евроатлантическую преданность Олафа Шольца. Этот готов брать под козырёк быстрее Урсулы: 4 апреля он принял решение передать активы «Газпрома» под управление Федеральному сетевому агентству Германии. Фактически – национализировал собственность российских акционеров. Теперь германское агентство назначает членов правления российской компании и даёт указания руководству.
Последний телефонный разговор президента России и канцлера ФРГ состоялся 13 сентября и шёл, заметил Шольц, как всегда, в дружеском тоне. А через три дня канцлер заявил, что забирает Роснефть и передаёт тому же Федеральному агентству её подразделения НПЗ PCK Schwedt, MiRo и Bayernoil.
Как сообщает признанное в РФ иностранным агентом радио «Свобода»**, Германия проделала это в качестве шага по укреплению энергетической безопасности страны на фоне сокращения добычи нефти и газа Москвой в ответ на западные санкции. На долю Rosneft Deutschland приходится около 12 процентов нефтеперерабатывающих мощностей Германии, это одна из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний в стране. Теперь «администрация попечителя будет противодействовать надвигающейся угрозе безопасности энергоснабжения» – той самой угрозе, которую Германия создала себе сама.
«Собственность есть священное и неприкосновенное право» – гласит 17-я статья Декларации прав человека и гражданина. Этот базовый принцип западной демократии – неприкосновенность частной собственности – впервые опрокинут. «Данное решение незаконно и, по сути, является экспроприацией акционерной собственности в результате преднамеренно созданной соответствующими санкциями Евросоюза и действиями немецких и польских регуляторов ситуации, целью которой и являлся захват активов», – прозвучало из головного офиса Роснефти. (Интересно, а раньше никто не догадывался, что российские компании, работающие на Западе, могут быть подвергнуты экспроприации?).
Санкции, нарушающие принцип свободы торговли, для Запада привычны. К России они применялись еще в 1917 году. А теперь стали главным инструментом разрушения энергетических контрактов с Россией. И Брюсселю казалось, что санкции теперь уж точно «разорвут российскую экономику в клочья». Однако что-то начало рваться внутри Европы.
Взбунтовались итальянские власти: в отличие от немецких они отказались ограничивать в правах собственника НПЗ «Лукойла» на Сицилии. На этот завод приходится около 20% перерабатывающих мощностей Италии, и до 40% сырья завод получает из России.
А в Дублине взбунтовалась Комиссия по регулированию коммунальных услуг (CRU), заявившая, что она никому не будет отключать энергоснабжение в условиях кризиса, несмотря на долги по оплате. Правительство в панике снизило НДС на природный газ, древесную щепу и дрова для внутреннего потребления с 21% до 5%, сэкономив потребителям почти 210 миллионов евро.
В Мадриде налоги на электроэнергию срочно снижают на 80%, «чтобы помочь семьям и предприятиям перед лицом энергетического кризиса», заявил премьер-министр Педро Санчес.
В Братиславе дети не смогут ходить в школу по пятницам, потому что государственные служащие по понедельникам и пятницам будут теперь работать в удалённом режиме.
Ну а Брюссель готовит новые санкции против России. Очередной пакет карательных мер будет нацелен на «более значимые секторы российской экономики и продолжит нацеливаться на людей, ответственных за агрессивную войну на Украине», пообещал Жозеп Боррель из Нью-Йорка.
Если вернуться к Германии, канцлер Шольц, разрушив отношения с крупным поставщиком топлива, пожертвовал интересами страны. Ответ на вопрос «почему» несложен: функция защиты национальных интересов во всех сферах жизни европейцев деградировала и передаётся Брюсселю, который идёт на поводу у Вашингтона.
…В октябре 2015 года при заключении соглашения о Транс-Тихоокеанском торговом партнерстве президент США Барак Обама заявил: «Мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны сами писать эти правила…» Тот же Обама, выступая 28 мая 2014 года перед военными в Вест-Пойнте и говоря, что США готовы применить военную силу «в одностороннем порядке», добавил: «То, что у нас в руках лучший в мире молоток, не означает, что каждая проблема – это гвоздь». Однако прошло восемь лет, и теперь американский молоток уверенно бьёт по европейским гвоздям.
Фото: REUTERS/Alex Kraus