Еще недавно Лиз Трасс ликовала, заняв пост премьер-министра Великобритании, но этой экзальтированной и самоуверенной особы уже нет на Даунинг-стрит, 10. Трасс находилась во главе правительства 45 дней, побив все рекорды. Можно гадать, сколько продержится очередной 79-й британский премьер Риши Сунак, но главный вопрос – какой будет его политика.
Пока трудно сказать что-то определённое о том, как поведет себя 42-летний миллионер, сын пенджабских индийцев из Восточной Африки. Ему придется разгребать авгиевы конюшни в финансовой сфере, доставшиеся от Лиз Трасс. Сунак предупреждал её, что идея снижения налогов на богатых и субсидирования цен на энергоносители приведет к резкому росту процентных ставок и обвалит курс фунта, но Трасс не вняла совету.
Опыт у Сунака имеется. Он выпускник элитного Винчестерского колледжа, откуда вышло множество будущих британских министров, архиепископов, дипломатов, ученых, премьеров, и еще более знаменитого Оксфорда. Степень магистра Сунак получил в Стэнфорде (США).
Копить и считать деньги – его любимое занятие. До того как стать канцлером казначейства, Сунак приобрел опыт в инвестиционном банке Goldman Sachs и нескольких хедж-фондах, основал инвестиционную компанию с оборотом в миллиард долларов, которая специализируется на поддержке малого бизнеса в Британии.
К работе в правительстве Сунака привлекла Тереза Мэй – в январе 2018 года назначила его помощником министра жилищно-коммунального хозяйства, общин и местного самоуправления. Не весть какая должность, но она проторила оборотистому Сунаку дорогу на Даунинг-стрит.
Благодаря Джонсону, пришедшему на смену Мэй, он получил министерский портфель: канцлер казначейства в Великобритании – это фактически министр финансов. Однако кончилось тем, что канцлер подал в отставку, заметив, что он не может продолжать свою деятельность из-за различий во мнениях по экономической политике.
Американская газета The New York Times пишет: «Безусловно, недуги британской экономики являются результатом глубоких системных проблем. И мистер Сунак замешан во всех них. Он ни разу не проявлял сколько-нибудь существенного интереса к решению, оспариванию или исправлению этих проблем». Любопытное замечание.
Работа премьера для Сунака – это хобби. Он и его супруга Акшата Мурти давно обеспечили себе жизненный комфорт. По состоянию на 2022 год пара занимает 222-е место среди самых богатых людей Великобритании, они владельцы 730 миллионов фунтов стерлингов. Если Британия нуждается в человеке, способном устранить экономический застой и уменьшить социальное напряжение, то Сунак на эту роль явно не годится. После падения Бориса Джонсона он уже пытался занять кресло премьера, но главой кабинета стала «безумная Лиз». Некоторые сторонники Сунака утверждали, что он жертва скрытого расизма со стороны части тори. Один из консерваторов говорил, что «не еще готов к коричневому».
Однако через полтора месяца после поражения барабаны судьбы сыграли для Сунака бравурную мелодию триумфа. Помешать ему стать премьер-министром пытался Борис Джонсон, захотевший вернуться на прежнее место, но не смог.
Жители Великобритании взирают на нового премьера с немалой долей скептицизма, поскольку забыли время, когда глава кабинета отвечал их чаяниям.
Людям из администрации Белого дома, кажется, все равно, кто будет возглавлять правительство королевства – в Вашингтоне рассчитывают, что любого заставят петь под свою дудку. А в Брюсселе не забыли, что он был рьяным сторонником выхода Великобритании из ЕС.
Едва получив ключи от кабинета на Даунинг-стрит, 10, новый премьер позвонил Зеленскому. По словам последнего, они договорились написать новую главу украинско-британских отношений, сюжет которой неизменен – полная поддержка перед лицом российской агрессии. Если Зеленский не соврал, Риши Сунак станет продолжателем дела Бориса Джонсона в украинском вопросе.
Пока заявления нового британского премьера невнятны. Он говорит, что во главу угла поставит «экономическую стабильность», и предупреждает о предстоящих «трудных решениях». Что это означает для «украинско-британских отношений», непонятно.
Предполагать, что с приходом Сунака изменится отношение Лондона к Москве нечего: британский политический класс не так устроен. Требования Лондона усилить санкции против России, не допускать президента РФ к участию в саммите G20 (15-16 ноября в Индонезии) останутся неизменными.
Фото: REUTERS/Hannah Mckay