Россия готовится стать геополитическим Севером

Россия готовится стать геополитическим Севером

Не стоит пренебрегать искусством быть над схваткой

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

Статья первая

«Мы старый решаем вопрос: кто мы в этой старой Европе?» Эти строки сочинил 30 июля 1914 года – через два дня после начала Первой мировой войны – чутко слышавший эхо бурных эпох Валерий Брюсов. Сегодня нельзя не скорректировать этот не менее классический вопрос, чем «Кто виноват?» и «Что делать?», и определить: кто мы? А вернее, где находится Россия в системе геополитических координат? В какую сторону дрейфует? Какую роль она выберет для себя в меняющемся миропорядке?

Не Запад и не Восток

«Россия переходит от глобальной осевой модели Восток-Запад к модели Север-Юг», – заявил вице-премьер РФ Алексей Оверчук на XV Веронском Евразийском экономическом форуме, проходившем в 2022 году в Баку. Резонансным стал его девиз: «Россия больше не Восток Европы, а Север Евразии».

Неудивительно, что предложенная не последним лицом в правительстве формула самоидентификации России вызвала живой отклик в блогосфере. Юрий Баранчик, заместитель руководителя РУССТРАТ, оценил это заявление как «новое геополитическое позиционирование России». По мнению политолога, прежнее восприятие было основано «на старой, идущей еще с XVвека, дихотомии нашего географического расположения между Западом и Востоком». И потому «концепция позиционирования России как геополитического консервативного Севера в противовес вырождающегося леволиберального Запада, азиатского Востока и стремительно исламизирующегося Юга весьма интересна».

Аргумент в пользу такой переориентации и смены вектора развития выдвинул блогер под ником «Мадам Секретарь»: «Наша страна из-за специфики политического класса будет выбирать между Западом и Востоком и танцевать под руку то с Китаем, то ходить в кино с Европой и США». Того не надобно, считает автор, потому что «такая политика может оказаться плачевной и изолирует нас в итоге и от первых, и от вторых, или нас просто поделят».

Большая политика строится не на прекраснодушных иллюзиях, а на холодном и подчас циничном расчёте. Классический пример – стратегические выкладки американских адептов «школы реалистов», исходивших из того, что именно сила является главным орудием и критерием успеха и престижа нации на мировой арене.

А это значит, что впору забыть ненадолго о провозглашенном «стратегическом партнерстве», носящем пусть и долговременный, но все же ситуативный характер, и согласиться с выводом «Мадам Секретарь»: «Главное – выйти из предстоящего конфликта Орла и Дракона в гораздо лучшем состоянии экономики, политики, безопасности, чем мы это имеем сейчас».

Имеет смысл добавить еще один довод в пользу смещения России на условный «Север Евразии». Вскрывшаяся уже на первых этапах санкционной войны против России уязвимость Запада от «вводимых ресурсов» выявила три источника и три составные части его потребительского (но отнюдь не духовного) благополучия.

Первым делом это дешёвые энергоресурсы, поставлявшиеся последние полвека из России в динамично развивавшуюся благодаря этому Европу. Затем дешевые товары из Китая, новой «мастерской мира» (90% всего, чем были заполнены полки сети супермаркетов «Уоллмарт» в США, – китайский ширпотреб). Наконец, отрыжка Бреттон-Вудской системы, провозгласившей американский доллар основным денежным мерилом в мировой финансовой системе.

С учетом более высокой степени самодостаточности России в плане обилия энергоресурсов и наполненности агропродовольственной корзины, а также способности защитить это достояние вооруженной силой переход в категорию «геополитического Севера» позволит не оказаться на линии огня (inthelineoffire), когда Запад (в лице США и англосаксонского альянса) войдет в клинч с Востоком (Китаем).

Цивилизационные коды

Отец-основатель веронского форума, президент Ассоциации «Познаем Евразию» профессор Антонио Фаллико призвал осознать безальтернативность возвращения к истокам, к мировоззрению гуманизма, когда человек воспринимается как высшая ценность.

«В быстро меняющемся мире именно это пространство (подразумевается, по словам профессора Фаллико, «евразийское пространство между Атлантикой и Тихим океаном») становится важным для обеспечения всей планете безопасности и процветания. Только соединив усилия, можно построить новую экономику, в центре которой будет находиться человек».

С этим тезисом перекликалось и выступление президента Российского философского общества Андрея Смирнова. «Человек – начало и конец всего. Его сознание разнится в различных культурах и цивилизациях. Многоцивилизационность современного мира напрямую связана с тем, как будут понимать гуманизм», – отметил академик Российской академии наук.

И далее: «Мы оказываемся в новой ситуации, в ситуации многополярности. Но только если на земном шаре существует несколько цивилизаций или групп цивилизаций, которые развили собственное мировоззрение собственную систему ценностей, собственный язык – не в лингвистическом плане, а в понятийно-категориальном плане, свое понимание человека и смысла бытия, только в этом случае можно говорить о многополярности».

«Если мы отказываемся от глобализма в его старом понимании как диктата и монополярности, так как мы будем строить отношения между разными цивилизационными центрами?» – задался вопросом русский академик. По его мнению, для начала нужно понять особенности систем ценностей и мировоззрения таких мировых центров, как Индия, Китай, мусульманский мир, Европа и в целом Запад, «к которому мы в России ближе всего».

Только в этом случае, подчеркнул Андрей Смирнов, «мы сможем понять многополярность как многоцивилизационность и прийти к пониманию гуманизма на основе традиционных систем ценностей – традиционных не в смысле архаичных, а вырастающих из собственной логики развития отдельных цивилизаций».

Логика академика Смирнова созвучна и тезисам, прозвучавшим в речи президента Владимира Путина на заседании Валдайского клуба, совпавшего по времени с веронско-бакинским форумом.

«Традиционные ценности – это не фиксированный свод постулатов. Их отличие от неолиберальных ценностей в том, что они в каждом случае неповторимы», – постулировал один из главных идейных вдохновителей перехода к многополярному миру. И следом: «Именно традиционные общества составляют основу мировой цивилизации».

В подтверждение президент цитировал русского мыслителя Николая Данилевского, который называл Россию «уникальным культурно-историческим типом». А это еще один аргумент за выход из ставшей стратегически невыгодной дихотомии Запад-Восток, чтобы позиционировать себя как геополитический Север.

Разворот на Восток… и на Север свершился. Ментально

Инициатива сформировать «Большое Евразийское партнерство» (БЕП), в котором Россия сможет играть многовариантную роль одного из локомотивов, центра сборки интеграционных механизмов, модератора и (sic!) примирителя, исходит с самого верха.

Опубликованная в августе программная, хотя и названная «размышлениями», статья Алексея Дробинина, директора департамента внешнеполитического планирования МИД России, свидетельствует о том, что концепция многополярности с акцентом на поворот лицом к Евразии из прекраснодушной абстракции, некогда обрисованной Евгением Примаковым в его бытность министром иностранных дел, превратилась в дорожную карту.

«Его (БЕП) добавленная стоимость, пишет автор, – в гармоничном сопряжении интеграционных проектов, национальных стратегий развития, производственно-логистических цепочек и транспортно-энергетических коридоров». Далее: «Именно через призму Большой Евразии можно проложить путь к выстраиванию на следующем историческом этапе новой модели отношений России с европейскими соседями с упором на естественные по географическим и иным причинам конкурентные преимущества такого партнерства».

Знаменательное совпадение: в то время как Владимир Путин в валдайской речи цитирует Николая Данилевского, Ивана Ильина и Александра Зиновьева, высокопоставленный дипломат приводит высказывание советского диссидента Зиновьева, автора фразы «Метили в коммунизм, а попали в Россию!», и ратующего за народную монархию русского публициста Ивана Солоневича.

«Самобытность российской цивилизации определяется как совершенно своеобразный национальный государственный и культурный комплекс, одинаково четко отличающийся и от Европы, и от Азии», – писал в 1951 году Иван Солоневич.

Отталкиваясь от этого посыла, Алексей Дробинин сегодня формулирует повестку дня: «России пора вернуться к самой себе. Осознать себя в качестве исторического ядра самобытной цивилизации, крупнейшей евразийской и Евро-Тихоокеанской державы, одного из сильнейших геополитических центров мира».

Наличествуют все признаки того, что на уровне исполнителей стратегия БЕП, ставшая приоритетом внешней политики России, определяемой в Кремле, обретает или уже обрела контуры технического задания (ТЗ). Подтверждением служит активизация российской дипломатии в многосторонних форматах, таких как ЕАЭС, ШОС, БРИКС и, как следствие, пользуясь выражением высокопоставленного дипломата со Смоленской площади, происходит «оздоравливающий во многих смыслах отрыв от Запада».

Похоже, разворот на Восток, а теперь еще и на Север свершился. По крайней мере, ментально. Эта идея становится материальной силой.

Баку – Москва
Фото: funart.pro