После 24 февраля США и их союзники стали создавать вокруг России санкционный железный занавес в виде запретов на поставки многих важных для нас товаров, закрытия корсчетов российских кредитных организаций в западных банках, блокировки платежных операций в системе СВИФТ, заморозки активов российского происхождения и др. И, конечно, в железном занавесе образовалось много дыр.
Одним из средств, с помощью которого можно организовать такую дыру, является золото. По имеющимся у меня данным, это средство Россией пока почти не используется. А мировой опыт показывает, что золото – эффективная отмычка, позволяющая снимать многие санкционные барьеры.
Один пример из отечественной истории. После XIV съезда ВКП(б), прошедшего в декабре 1925 года, Советский Союз встал на путь подготовки к индустриализации. Началось наращивание советским государством импорта машин и оборудования. Закупки этих товаров наталкивались на сплошные запреты и ограничения, выставленные Западом. По сути, это была торгово-экономическая блокада. Особая ставка Москвой была сделана на Германию, поскольку она как проигравшая войну не принадлежала к антисоветскому лагерю капиталистических государств. Несмотря на послевоенную разруху, Германия сумела частично восстановить свою промышленность и готова была поставлять Советскому Союзу необходимые машины и оборудование. Однако этого не хотели государства антисоветского лагеря. Для обхода запретов на поставки нужной советскому государству продукции машиностроения Москва предложила немецкой стороне оплачивать поставки золотом (т. е. в обход банков), что снижало вероятность обнаружения Лондоном и Парижем нарушений Берлином антисоветских санкционных запретов.
Несмотря на санкции со стороны некоторых государств, по данным Госбанка СССР, только за период с 1 октября 1927 года по 1 ноября 1928 года за границу из СССР вывезли более 120 тонн золота. Конечно, операции с золотом требовали бдительности, опыта, смекалки. Поняв, что Москва готовится обходить блокаду с помощью золота, в 1925 году Западом была узаконена так называемая золотая блокада. США, Англия, Франция и еще несколько ведущих западных стран объявили, что отказываются поставлять товары в СССР за золото. Тем не менее Москва быстро сумела адаптироваться к золотой блокаде. Драгоценный металл далеко не всегда шел напрямую из СССР в Германию (там страны-победители постарались установить строгий контроль). Использовались также окольные пути – через Швецию и США. Часть золота приходилось переплавлять и выдавать его за шведское. О секретных поставках советского золота, которые сыграли немалую роль в советской индустриализации, можно прочитать в интересной публикации Николаева М.Г. «Госбанк СССР и «золотая операция» 1928 г.» // Экономическая история: Ежегодник. 2013.– М.: РОССПЭН, 2014. С. 548-567.
Теперь перенесемся в XXI век. История касается торгово-экономических отношений Ирана и Турции. Иран с 1979 года находился под разными санкциями со стороны Вашингтона и его союзников. Однако это государство научилось жить в условиях перманентной блокады, используя разные отмычки, в том числе золото. Наибольшая активность в использовании золотой «отмычки» Ираном пришлась на 2012 год. С помощью драгоценного металла в это время оплачивались поставки иранского газа в Турцию. Формально иранский газ оплачивался с помощью турецких лир, затем иранские поставщики газа покупали на внутреннем рынке Турции золото и при необходимости выводили его из Турции в Иран и другие страны, где были компании, осуществлявшие поставки нужных Ирану товаров. Оплата осуществлялась с помощью валюты, которую они получали от продажи золота. Позднее, когда секреты ирано-турецкой газовой торговли стали известны, была восстановлена сложная схема, главными фигурантами которой были Турция, Китай, Дубай (ОАЭ) и Иран.
За первые девять месяцев 2012 г. Турция продала Ирану желтый металл на сумму в 6,4 млрд долл. На долю Ирана в 2012 году пришлось 60% от общего объёма экспорта золота из Турции. Еще 30% пришлось на Объединенные Арабские Эмираты (которые, вероятно, занимались реэкспортом золота в нужные Ирану страны).
Кстати, и Турция, и ОАЭ традиционно выступают крупными импортерами золота. По итогам прошлого года импорт золота Объединенными Арабскими Эмиратами составил 10,6 млрд долл. (9-е место в мировом рейтинге), у Турции – 5,5 млрд долл. (14-е место). Есть все признаки того, что указанные страны драгоценный металл не накапливают, а используют как средство международных платежей.
А вот еще пример подобного использования золота. Правительство Ганы в настоящее время разрабатывает новую стратегию оплаты нефтепродуктов золотом вместо долларовых резервов. Вице-президент Ганы Махамуду Бавумия объявил на днях, что правительство страны готовит переход оплаты импорта нефтепродуктов с долларов США на золото. Отмечу, что Гана является крупной золотодобывающей страной (по итогам 2020 года добыча составила 138,7 т; шестое место в мире после Канады).
Все чаще некоторым экспертам в голову приходит мысль: не стоит ли переходить в расчеты по внешней торговле с долларов США и евро на золото? В целях обхода санкций (как в случае с Ираном), экономии валютных резервов (как в случае с Ганой) или просто по причине того, что не за горами крах американского доллара и других западных резервных валют.
Для России такой вариант вдвойне актуален. Во-первых, она находится под санкциями. Во-вторых, она страна золотодобывающая. Ей, в отличие, скажем, от той же Турции или ОАЭ, не надо золото импортировать. Она занимает второе-третье место в мире по объемам добычи драгоценного металла (в прошлом году производство золота составило 363,5 т) и подобно Гане может себе позволить покупать нужные товары с помощью золота.
К сожалению, как я уже писал, золотодобывающая промышленность России сегодня оказалась в сложном положении. Центральный банк РФ практически не покупает драгоценный металл, добываемый внутри страны. Он и до 24 февраля почти два года держал мораторий на такие закупки. Тогда российские золотодобытчики поставляли драгоценный металл на внешний рынок, причем почти исключительно в Англию. Сегодня Англия (как и США, ЕС и Япония) установили для России режим золотой блокады. Примерно такой же, как в 1925 году. Но тогда в общем блокадном кольце была дыра в виде Германии. Сегодня дыр в блокадном кольце намного больше: Китай, Индия, Турция, Иран и еще очень много других стран, которые мы называем «дружественными». Чтобы дядя Сэм не пытался вмешиваться в наши торгово-экономические отношения с этими странами, нам надо переходить в расчетах с ними на национальные валюты и/или золото.
Можно использовать также схему, которая в 2012 году применялась в поставках природного газа из Ирана в Турцию. Согласно этой схеме, поставщик товара в Россию из дружественной страны получает российские рубли. И одновременно получает право покупки золота на российском рынке. С последующим размещением этого золота в российских банках или инвестиционных фондах, поставкой металла в страну экспортера или какую-либо третью страну. Желающих поставлять товары в Россию по такой схеме будет более чем достаточно. Я уже писал, что в этом году спрос на драгоценный металл в мире стал быстро расти Альтернативой таким токсичным валютам, как доллар США и евро, может стать российский рубль, который фактически будет обеспечен золотом! Думаю, перед чарами такого «золотого рубля» (я беру термин в кавычки, поскольку это золотой рубль не в буквальном смысле) не устоят никакие поставщики. Такой рубль пробьет большую брешь в железном занавесе западных санкций. Свои предположения я строю на тех прецедентах, которые были в годы советской индустриализации, когда Советский Союз, несмотря на экономическую блокаду Запада, покупал на золото необходимые стране машины и оборудование.