Может ли «демон Лапласа» бросить вызов «видящим камням»?

Может ли «демон Лапласа» бросить вызов «видящим камням»?

Как будут воевать в следующие десятилетия

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

Побывавший в Киеве автор The Washington Post Дэвид Игнатиус пишет, что ВСУ применяют самые передовые технологии разведки и стратегического моделирования, которые когда-либо использовались в боевых действиях. По его мнению, «революционные» разработки американских военных изменили расстановку сил и дали преимущество ВСУ. «Мощь продвинутых алгоритмических боевых систем настолько велика, что преимущество, которое она дает, можно сравнить с преимуществом тактического ядерного оружия над конвенциональным, – говорит директор компании-разработчика поставляемого Украине программного обеспечения Palantir Алекс Карп. – Широкая общественность часто недооценивает этот параметр, но наши противники уже осознали ошибочность такого подхода».

Зеленский и Алекс Карп

Зеленский и Алекс Карп

«Я встретился с сотрудниками Palantir в их киевском офисе… Они согласились показать мне некоторые технологии компании прямо на линии огня. Результатом стал подробный взгляд на то, что может оказаться революцией в военном деле, когда программная платформа позволяет союзникам США использовать вездесущие датчики, окружающие каждое потенциальное поле боя, для создания действительно смертоносной “цепочки убийств”», – пишет Дэвид Игнатиус.

Он демонстрирует работу Palantir на поле боя: «Два украинских офицера заглядывают в портативный компьютер, которым управляет украинский техник, использующий программное обеспечение, предоставленное американской технологической компанией Palantir. На экране подробные цифровые карты поля боя под Бахмутом на востоке Украины, на них наложены другие разведывательные данные, большая часть которых получена с коммерческих спутников. Когда мы наклоняемся ближе, мы видим зубчатые траншеи на Бахмутском фронте, где российские и украинские силы разделены несколькими сотнями ярдов в одном из самых кровопролитных сражений войны. Щелчком компьютерной мыши отображаются тепловизионные изображения огня российской и украинской артиллерии; другой щелчок показывает российский танк с буквой «Z» – изображение, загруженное украинским шпионом на земле. Если бы это был рабочий центр боевых действий, а не демонстрация для заезжего журналиста, украинские офицеры могли бы использовать программу наведения, чтобы выбрать ракету, артиллерийское орудие или боевой беспилотник для атаки российских позиций, отображаемых на экране. Затем дроны могли бы подтвердить удар, а оценка ущерба была бы отправлена обратно в систему».

В магическом мире Джона Толкиена, автора «Властелина колец», палантирами назывались волшебные «видящие камни». С их помощью можно было посмотреть, что в данный момент происходит в любом месте, а также пообщаться с хозяином другого палантира, где бы тот ни находился.

Компьютерная программа «Палантир» IT-компании Palantir Technologies из Силиконовой долины практически доподлинно воспроизводит магические свойства «говорящих камней» толкиеновского Средиземья. Программа занимается датамайнингом, то есть сбором и анализом больших данных.

Большие данные (big data) в информационных технологиях – это подходы, инструменты и методы обработки огромных объёмов разнообразной информации, альтернативные традиционным системам управления базами данных и решениям класса Business Intelligence. В качестве определяющих характеристик для больших данных отмечают «три V»: объём (volum в смысле величины физического объёма), скорость (velocity в смыслах как скорости прироста, так и необходимости высокоскоростной обработки и получения результатов), многообразие (variety в смысле возможности одновременной обработки различных типов структурированных и полуструктурированных данных).

В США такую работу выполняет не так давно созданная программа «Палантир». Серьёзные организации вроде ЦРУ или ФБР располагают великим множеством баз данных. Это, например, данные о финансовых проводках и сделках, образцы ДНК и отпечатков пальцев, аудио и видеоклипы, географические карты и поэтажные планы зданий, агентурные сообщения разведки и данные радиоперехвата, горячие новости СМИ, информация из блогосферы и т. д. и т. п. Изо всех разрозненных данных искусственный интеллект отбирает фрагменты, которые складываются в осмысленную и цельную картину того или иного события. В докомпьютерную эру на разгадку такой головоломки уходили месяцы и годы аналитической работы.

Сравнение системы управления полем боя Palantir с ядерным оружием принадлежит Алексу Карпу. Разработчики компании работают в Киеве, где Дэвиду Игнатиусу показали тактический разведывательно-ударный контур системы (получение, отбор и интеграция данных – автоматизированное выделение и выбор целей – выбор средств поражения – контроль результата беспилотниками).

Система была задействована в сентябрьском наступлении ВСУ в Харьковской области и при наступлении в Херсоне. Там она в значительной степени устранила «туман войны» благодаря точной и быстрой информации о дислокации и манёврах российских войск.

Существует оперативно-стратегический уровень системы, который контролируется натовцами из-за пределов Украины. В него включены все источники информации, начиная от спутниковых снимков низкого разрешения до «самых секретных разведданных, доступных Западу». Эта система может выдавать целеуказание, не допуская утечек исходных данных.

Ключевое звено низового уровня – терминалы Starlink. Через них первичные данные передаются в систему, а обратно получают обработанную информацию и расчеты для стрельбы.

Отметим, что недавно появилась информация о том, что частная компания «Сестрорецкий оружейный завод» разработала комплекс «Борщевик», предназначенный для пеленгации работающих терминалов Starlink. Согласно заявлению разработчиков, комплекс позволяет засекать местоположение терминала на расстоянии 10 км в секторе 180 градусов, при этом погрешность не превысит 60 метров. Время пеленгации одной точки составляет не более 15 минут.

Данные о местоположении терминалов Starlink выводятся с применением современного графического интерфейса с возможностью подключения топографических карт местности.

У российской армии есть попытки создать что-то похожее на Palantir, но они якобы уступают возможностям Украины, утверждает Игнатиус. Возможно, он имеет в виду систему «Демон Лапласа», созданную в 2015 году российскими специалистами из Центра исследования легитимности и политического протеста. Одним из направлений деятельности системы является отслеживание активности экстремистских группировок в социальных сетях.

«Демон Лапласа» – это мысленный эксперимент выдающегося математика XIX века Пьера Лапласа, который был уверен, что при наличии точной информации о положении и скорости каждой частички Вселенной можно предсказать будущее (Лаплас придумал хорошо информированного «демона», который обладал способностью получать такую информацию).

Председатель объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли, комментируя применение системы Palantir на Украине, сказал: «Уже сейчас мы видим, как будут воевать – и побеждать – в следующие десятилетия».

Сможет ли российский «Демон Лапласа» бросить вызов американским «видящим камням»? Надеюсь, ответ будет утвердительным.