Экономика невинного обмана

Экономика невинного обмана

Экономический прогноз – не предсказание будущего, а инструмент управления поведением участников рынка

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

Известный американский экономист Джон Гэлбрейт (1908-2006) посвятил свою последнюю работу «Экономика невинного обмана: правда нашего времени» (2004) обзору мифов, предрассудков и обманов в экономической науке.

Коснусь раздела VIII этой книги «Мир финансов», где речь идёт о «о банковской деятельности, корпоративных финансах, рынках ценных бумаг, взаимных фондах, а также о различных формах финансового управления и консультирования». Основной акцент Гэлбрейт делает на финансовом управлении и консультировании. Эта деятельность включает и разработку разного рода прогнозов для банков, компаний и их клиентов. Как нам сообщает «Википедия», прогноз – «научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем».

А Джон Гэлбрейт с порога разоблачает эту псевдонаучную деятельность, которая обычно обставляется цифрами, математическими формулами, графиками. Она свидетельствует либо о полном невежестве так называемых прогнозистов, либо о сознательном обмане публики: «Обман начинается с очевидного, но повсеместно игнорируемого факта: будущие экономические достижения, переход от хороших времен к рецессии либо к депрессии и наоборот предсказать невозможно. Есть более чем подробные прогнозы, но нет твердого знания. Любой прогноз с момента своего появления вступает в единоборство с различными комбинациями, складывающимися из диктуемых ситуацией действий государства, из неизвестной корпоративной и частной деятельности и в глобальном смысле из ситуации мира или войны. Сюда же можно добавить непредсказуемые технологические и прочие инновации, реакцию потребителей и инвесторов, различные воздействия экспорта, импорта, движения капиталов и реакции на эти процессы со стороны корпораций, общества и государства. Словом, известную величину невозможно получить из суммы неизвестных величин».

Эта последняя мысль Гэлбрейта ещё до него высказывалась многими представителями науки. Например, известный английский биолог Томас Генри Гексли (1825-1895) говорил: «Математика, подобно жернову, перемалывает то, что под неё засыпают, и, как засыпав лебеду, вы не получите пшеничной муки, так, исписав целые страницы формулами, вы не получите истины из ложных посылок».

На тему прогнозирования как любимого финансистами виду мошенничества Джон Гэлбрейт оставил немало метких афоризмов. Например: «Единственная функция экономического прогноза состоит в том, чтобы астрология выглядела более респектабельно». Или: «Ни одна разведслужба не предскажет, что сделает правительство, если оно само этого не знает». Или: «Есть два вида прогнозистов: те, которые не знают, и те, которые не знают, что они не знают».

В работе «Экономика невинного обмана» Гэлбрейт отвечает на вопрос: «Что заставляет финансистов столь увлеченно заниматься прогнозированием?» Ответ: «…в экономическом и особенно в финансовом мире предсказание неизвестного и непостижимого есть нежно любимое и хорошо оплачиваемое занятие. Оно даже может служить фундаментом (хоть зачастую и на короткий срок) для доходной карьеры».

 Понятно, что есть прогнозы и прогнозы. Одни имеют очень узкий круг пользователей, а другие предназначаются для миллионов. Вторые готовятся (или заказываются) организациями «с репутацией». За многие десятилетия американцев приучили к вере (почти религиозной) в непогрешимость таких институтов, как ФРС США, Казначейство США, рейтинговые агентства Standard & Poor's Fitch Ratings и Moody's, крупнейшие банки Уолл-стрит. Народ верит в эти институты и в их прогнозы: «Считается, что если прогноз экономических перспектив корпорации спада, грядущего подъема или продолжительного экономического роста выполнен финансовой компанией, экономическим или финансовым экспертом с Уолл-стрит, то он компетентно отражает экономическую и финансовую ситуацию. И подобные экспертные прогнозы нелегко опровергнуть ощущение глубины сделанных ими выводов формирует случайный успех в прошлом, обильно приправленный графиками, уравнениями и самоуверенностью».

Главными бенефициарами прогнозов являются крупнейшие банки и корпорации. Они вбрасывают в информационное поле такие прогнозы, которые им нужны для наращивания своих прибылей. Например, прогноз, что зима будет холодной и цены на энергоносители будут очень высокими. На рынке нефти и газа начинается ажиотаж, все бросаются скупать углеводороды. Экономический прогноз – не предсказание будущего, а инструмент управления поведением участников рынка. И этот инструмент находится в руках лишь небольшой группы крупнейших банков и корпораций. Гэлбрейт отмечает: «Эксперты с Уолл-стрит не склонны покорно ждать крошечных доходов от неблагоприятной перспективы, вместо этого они предпочитают предсказывать то, за что наиболее щедро заплатят потребители прогнозов. Кроме того, прогнозы, наиболее отвечающие их собственным интересам, предаются широкой огласке эти прогнозы призваны обеспечить прибыль или защитить от убытка. Все это паразитизм в профессиональной экономической науке; обман, бьющий не в бровь, а в глаз».

Гэлбрейт приводит пример использования прогнозов для обогащения владельцев IT-корпораций Силиконовой долины. В 1990-е годы прогнозисты в тандеме с биржевыми брокерами и американскими СМИ раструбили, что в Силиконовой долине зарождается «новая экономика» и каждый американец в качестве акционера или покупателя корпоративных облигаций может поучаствовать в ее строительстве. Гэлбрейт пишет: «Например, долгое время технические нововведения действительные, спрогнозированные, надуманные или воображаемые концентрировались в ничем не примечательной части Калифорнии, известной во всем мире как Силиконовая долина. Следующим этапом стало то, что в данном случае я назову образцово-показательным проявлением обмана: некогда высокооплачиваемые биржевые брокеры, инвестиционные компании, финансовая пресса, творческие и интеллектуально впечатлительные новички начали хором выдавать радужные прогнозы о перспективах развития фирм Силиконовой долины и этим прогнозам все верили. Упомянутым компаниям воздавали восторженную хвалу, а в карманы их основателей поступала все большая прибыль в Силиконовой долине финансовая выгода также извлекалась из изобретательно выращиваемых и заботливо подпитываемых ожиданий. Прогнозы весьма неплохо оплачивались, что вовсе не невинно». На фондовом рынке NASDAQ (где обращаются бумаги высокотехнологических компаний) стал стремительно надуваться «пузырь доткомов». Кульминацией было 10 марта 2000 года, когда индекс NASDAQ достиг 5132,52 пункта (дневной пик) в течение торгов и упал более чем в полтора раза при закрытии. Пузырь доткомов лопнул. Инвесторы, поверившие в «новую экономику», потеряли десятки миллиардов долларов.

Самое интересное, что «прогнозисты» за подобного рода провалы никакой ответственности не несут. Конкретного аналитика, давшего ложный прогноз, также найти невозможно, поскольку, как оказывается, прогнозирование является «коллективным творчеством».

Книга «Экономика невинного обмана» в 2009 году была издана на русском языке и к этому изданию предисловие написал сын выдающегося американского экономиста Джеймс Кеннет Гэлбрейт, профессор Школы государственного управления Техасского университета. В предисловии он подтвердил мнение отца: «экономическое прогнозирование» есть обман и мошенничество: «Если коснуться мира финансов, то в нем мошенничество явление отнюдь не безобидное. B финансовой науке коренится самообман, который выявляет самую суть различий между учением Гэлбрейта и учением господствующей экономической школы. C точки зрения последней, будущее можно спрогнозировать… именно об этом нам говорит «теория рациональных ожиданий». B отличие от нее в основе научной концепции Гэлбрейта лежат эволюционный подход и понятие вероятности, которые в значительной степени восходят к Кейнсу. По мнению Гэлбрейта, будущее предсказать невозможно, а всякие противоположные утверждения лишь сбивают с толку и ведут к самообману. Беззаветная вера в то, что поведение финансовых рынков якобы можно спрогнозировать, есть прямой путь к разочарованию, убыткам и даже к краху. И события 2008 года [начавшийся в США финансовый кризис, который затем стал мировым] как раз подтверждают эту мысль».

Джон Гэлбрейт в своем скептическом отношении к экономическим прогнозам был не одинок. Приведу несколько едких цитат, принадлежащих другим известным людям.

Канадский педагог доктор Лоуренс Джонстон Питер (Dr. Laurence Johnston Peter; 1919-1990): «Экономист – это эксперт, который завтра вам скажет, почему его вчерашний прогноз не осуществился сегодня».

 Уильям Эдвард Саймон (William Edward Simon; 1927-2000), 63-й министр финансов США (1974-77): «Я думаю, экономисты указывают десятичные дроби в своих прогнозах для того, чтобы показать, что у них есть чувство юмора».

Британский экономист Ралф Харрис (Ralph Harris; 1924-2006) в своем «Популярном путеводителе по экономическому жаргону» дал следующее остроумное определение: «Прогноз: предвидение того, что случилось бы, если бы не случилось то, что случилось».

Американский ученый-математик Джон Аллен Паулос (John Allen Paulos; род. в 1945): «Если вы достаточно часто делаете предсказания, некоторые сбудутся. Их запомнят, остальные забудут, вы прославитесь как прорицатель и, может быть, обогатитесь».

Американский писатель и журналист Амброз Гуиннет Бирс (Ambrose Gwinnett Bierce; 1842-1914) дал такое определение: «...предсказания –искусство продавать за наличные деньги чьи-либо ожидания».

К сожалению, экономические прогнозы как форма изощренного обмана стали частью и российской жизни с тех пор, как в нашей стране принялась строить так называемую рыночную экономику. Нас непрерывно потчуют разного рода предсказаниями, которые почти никогда не сбываются. Ярким примером может служить Минэкономразвития РФ. Данное ведомство поставило на конвейер производство самых разнообразных прогнозов. И эта деятельность напоминает экономическую астрологию. Чтобы переключить министерство с астрологии на общественно полезную деятельность, всем надо хорошо уяснить, что экономическое прогнозирование – изощренная и опасная форма обмана. И уяснение этой аксиомы можно начать с чтения книги Джона Гэлбрейта «Экономика невинного обмана: правда нашего времени».

https://zen.yandex.ru/media/fondsk.ru

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы