15 февраля 2023 г. министры обороны Литвы, Латвии и Эстонии, а также Великобритании, Германии и Канады подписали Совместное заявление: «Мы, министры обороны… подтверждаем нашу приверженность защите нашего населения и населения наших союзников. Мы продолжим значительно укреплять сдерживание и оборону Балтийского региона в рамках обязательств НАТО по коллективной обороне».
«Коллектив» участников «коллективной обороны» уже складывается. Сначала увеличить присутствие США на Балтике пообещал глава Пентагона Ллойд Остин: «Я хочу предельно ясно заявить эстонскому народу об одной вещи. Мы по-прежнему непоколебимо привержены свободе и суверенитету наших балтийских союзников. И мы едины с вами, чтобы сдерживать и защищать от любой угрозы нашей общей безопасности».
Для главы Пентагона Эстония, Латвия, Литва, а с ними Польша, Словакия, Венгрия и Румыния «являются соседями Украины, где бушует война». И спектакль на «восточном фланге НАТО» разыгрывается Пентагоном с учётом существенных деталей. В январе эстонский министр иностранных дел Урмас Рейнсалу заявил о подготовке правовой базы для принятия решения об увеличении морской зоны Эстонии путём прибавки к территориальным водам ещё 24 морских миль. Министр даже сослался на Конвенцию о морском праве.
Заглянем в Конвенцию. Финляндия и Эстония находятся по соседству, там есть районы, которые при увеличении морской зоны перекрываются. И если Финляндия последует примеру Эстонии, нейтральных вод в этом районе Балтики не останется. Поэтому в морском праве существует соглашение о том, что для прохода транзитных судов Эстония считает определённый фарватер по Балтийскому морю международными водами.
Морские границы в Финском заливе не пересматривались с 1993 года, когда Эстония и Финляндия в своих морских акваториях оставили зону свободного судоходства шириной до трёх морских миль. И хотя Конвенция по морскому праву 1982 года разрешает устанавливать ширину «прилежащей зоны» до 12 миль от внешней территориальной морской границы, в узком Финском заливе (ширина 70-100 километров) «прилежащая зона» может простираться не более чем на три мили. Сейчас все корабли, включая российские, в соответствии с действующим морским правом, проходят по узкой полосе нейтральных вод, лежащей между территориальными водами Финляндии и Эстонии.
Таллин и Хельсинки, вводя режим «прилежащей зоны», пытаются запереть российский флот в Кронштадте, как только они заимеют право досматривать российские суда. Нужен лишь повод. И такой повод может возникнуть.
Кронштадт
Конвенция ООН по морскому праву фиксирует: в прилежащих водах государство вправе пресекать нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов страны в пределах своих территориальных вод. Своими действиями это государство не должно наносить ущерб интересам других государств, правомерно использующих эту зону. То есть международное право и «прилежащая зона» не дают прибалтам возможностей контролировать суда, не заходящие в их порты, или как-то иначе ограничивать свободу судоходства. Однозначно предусматривается право мирного прохода через территориальное море в том числе и военных кораблей.
Попытка задержания и досмотра судна, идущего через прилежащие воды без захода в территориальные воды, является актом агрессии. Задуманное Эстонией перекрытие Финского залива – это фактическое объявление войны России. Пойти на такой отчаянный шаг Эстония и Финляндия могут только с одобрения Вашингтона.
Тут и возникло Совместное заявление министров обороны Канады, Эстонии, Германии, Латвии, Литвы и Великобритании; эти страны будут «координировать усилия друг с другом и НАТО для достижения наиболее эффективной и заслуживающей доверия стратегии сдерживания и обороны в регионе». Средствами «сдерживания и обороны» являются увеличение присутствия вооружённых сил НАТО в Прибалтике; военные учения для подготовки к операциям высокой интенсивности; обмен информацией о развертывании вооружённых сил.
«Наша приверженность статье 5 [Договора о Североатлантическом союзе] является решительной и незыблемой», – подчеркивается в заявлении шести министров обороны. Эта статья гласит, что вооруженное нападение на одну или несколько стран НАТО может рассматриваться как нападение на все страны-члены альянса. После того как НАТО нашпигует Балтику своими ВМС, любой выход единственной российской дизель-электрической подводной лодки Б-806 «Дмитров», как и любого другого корабля через «прилежащую зону» Эстонии или Финляндии, может быть использован как повод к атаке. Балтийское море, где у России осталось чуть больше семи процентов береговой линии, превращают в натовское озеро. А когда море превратится в «озеро», кто вспомнит о свободе мореплавания?