Враждовавшие Иран и Саудовская Аравия договорились восстановить дипломатические отношения. Соглашение было достигнуто 10 марта на переговорах в Пекине. Главный дипломат Китая Ван И, принимавший участие в посреднических усилиях, назвал это соглашение «победой мира».
Примирение отчасти стало результатом недавней поездки президента Раиси в Китай. Мохаммад Джамшиди, заместитель руководителя аппарата президента Ирана по политическим вопросам, напомнил, что идеи, обсуждавшиеся в Пекине, теперь приносят плоды.
В официальном заявлении не упоминалось о конкретных уступках между Саудовской Аравией и Ираном. Зато нет сомнений, что устранение напряженности станет серьезным препятствием для вмешательства внерегиональных стран в Персидском заливе. Крупный дипломатический прорыв, достигнутый в результате переговоров с Китаем, снижает вероятность вооруженного конфликта между ближневосточными соперниками.
Президент Ирана Эбрахим Раиси в ходе визита в Китай с председателем КНР Си Цзиньпином, февраль 2023 года
В первой реакции США заявили, что поддерживают «деэскалацию» в Западной Азии. Представитель Совета национальной безопасности Джон Кирби уточнил, что США добиваются окончания войны в Йемене, что, видимо, произойдет в свете этого соглашения. Однако он преуменьшил роль Китая в сделке. «Речь идет не о Китае, и я не собираюсь описывать здесь роль Китая», – сказал Кирби.
Соглашение имеет значительные последствия для гражданской войны в Йемене, куда втянуты Иран и Саудовская Аравия. Сегодня это, пожалуй, самый заметный нерешенный вопрос между ними. Иран помогает повстанцам-хуситам, которые борются с правительством, поддерживаемым саудовской коалицией. Срок прекращения огня между сторонами истек в октябре прошлого года; пока ситуация относительно спокойна, но с риском очередной эскалации. Саудовцы давно настаивают на том, чтобы восстановление дипломатических отношений с Ираном включало вклад Ирана в прекращение войны в Йемене. Эр-Рияд надеется, что Тегеран остановит беспилотные и ракетные удары хуситов по королевству и поможет в переговорах с ними.
Что касается ядерного досье Ирана, здесь США и их европейским союзникам, видимо, придется потесниться за столом переговоров. Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бин Фархан аль-Сауд высказал мнение, что переговоры по иранской ядерной программе в их нынешнем виде умирают; целесообразно изменить их формат, включив в переговоры другие региональные державы, затронутые ядерной программой Ирана. Принц Фейсал не думает, что у саудовцев будут дополнительные требования к иранской гражданской ядерной программе, кроме тех, которые выдвигаются Западом, но хотел бы за одним столом «ясно дать понять иранцам, что это не только забота далеких стран, но и забота их соседей». Саудовцы настроены участвовать в переговорах.
Президента Китая Си Цзиньпина (слева) приветствует наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман Аль Сауд (справа) во дворце Ямама в Эр-Рияде, Саудовская Аравия, 8 декабря 2022 года
В Израиле это восприняли с опаской. Бывший премьер-министр Израиля Нафтали Беннет назвал соглашение «политической победой» Ирана и «серьезным и опасным событием для Израиля». «Это наносит смертельный удар усилиям по созданию региональной коалиции против Ирана», – сказал он. Бывший премьер-министр Яир Лапид назвал соглашение провалом израильской дипломатии.
За несколько часов до того, как объявить о соглашении с Ираном, Саудовская Аравия раскрыла свои условия нормализации отношений с Израилем. Предложение требует гарантий безопасности со стороны Вашингтона, помощи в развитии гражданской ядерной программы и меньшего количества ограничений на продажу оружия Соединенными Штатами. Эр-Рияд оставляет дверь открытой для сохранения отношений с Америкой, но дает понять, что при случае может обратиться к Китаю.
Улучшение отношений между Саудовской Аравией и Ираном повлияет и на затянувшуюся гражданскую войну в Сирии. Саудовское королевство долго поддерживало суннитские группировки, сражающиеся против правительства Башара Асада, имеющего поддержку Ирана и России. Война зашла в тупик на значительной части Сирии, все больше арабских государств стремятся восстановить связи с Дамаском. Возобновление этих связей может повлиять на положение в Ираке и Ливане, где действуют поддерживаемые Ираном ополченцы.
Китай – крупнейший покупатель саудовской нефти и очень заинтересован в том, чтобы регион не погрузился в хаос, как было в 2019 году, когда Ормузский пролив был блокирован в результате ирано-саудовской конфронтации. Си посетил Эр-Рияд в декабре прошлого года для встреч с лидерами арабских стран Персидского залива, имеющими решающее значение для энергоснабжения Китая.
Ирано-саудовское примирение является победой китайской дипломатии, подчёркивает растущее влияние Пекина на Ближнем Востоке и бросает вызов Америке.