Агентство Bloomberg опубликовало статью адмирала Джеймса Ставридиса, бывшего командующего силами НАТО в Европе, который призвал расправиться с «теневым» танкерным флотом России.
Отставной адмирал возмущён тем, что «сотни судов регулярно перевозят российскую нефть, прежде всего в Китай и Индию, избегая при этом какого-либо серьезного надзора», то есть обходя американские санкции.
Ставридис утверждает, что Россия использует «старые, непроверенные» и не застрахованные танкеры возрастом от 15 лет и старше, число которых достигает 500.
Если и есть в этой статье доля истины, то она состоит в том, что Россия располагает огромным флотом нефтетанкеров, которые успешно перевозят и продают русскую нефть всем желающим, среди которых действительно выделяются Индия и Китай.
Ставридис не знаком (или делает вид, что не знаком) с практикой мировых танкерных перевозок. Его удивляет, что «крупные судоходные компании выводят из эксплуатации свои большие танкеры примерно через 20 лет эксплуатации», в то время как «военный корабль ВМС США обычно служит 30 и более лет».
На самом деле, крупные судовладельцы выводят из эксплуатации свои танкеры через 20-25 лет, как разъясняет аналитик судоходства компании Arctic Securities ASA Ларс Бастиан Остеренг, чтобы поддерживать дефицит танкеров и высокую стоимость перевозки нефти. В итоге непрерывно растёт прибыль судовладельцев. До недавнего времени она была на уровне $33 тыс. в сутки, минувшей зимой достигла в среднем $100 тыс., а в текущем году может взлететь до $200 тыс.
К слову сказать, Ставридис завышает возраст нового флота российских танкеров. По данным Financial Times, эти суда не старше 15 лет. Заметим, что средний возраст грузовых судов всех типов в мире превысил 20 лет, причём почти 70% из них старше 15 лет.
Ставридис на голубом глазу утверждает, что огромный флот российских танкеров не проходит надлежащих проверок, которые «проводятся не реже раза в пять лет», умалчивая, что эти танкеры были приобретены Россией всего несколько месяцев назад и время обязательных проверок их технического состояния не пришло.
Заслуживает особого разбора вброшенный американцами термин «теневой» флот (shadow fleet).
The Economist опровергает утверждения Ставридиса о том, что Россия использует теневые схемы и российские танкеры не застрахованы. Журнал пишет, что новая транспортная и финансовая инфраструктура «к огорчению Запада и большому облегчению России» надёжна и обширна. Экспорт из РФ сократился после 5 декабря 2022 года, когда вступило в силу эмбарго на морские поставки российской нефти в Евросоюз, но спустя два месяца показатели восстановились до уровней июня.
Большая часть российской нефти «проходит через сети, которые не признают ценовой потолок, но не являются незаконными», поскольку используют не западную логистику. Как уточняет The Economist, российская нефтяная морская логистика опирается на три столпа: новый состав торговцев, собственный обширный танкерный флот, а также новые источники финансирования.
Часть российской нефти перевозят греческие судовладельцы, а страховкой и финансированием, всем санкциям вопреки, занимаются британские страховщики и голландские и японские банки. К финансированию перевозок российской нефти подключились и банки стран Персидского залива.
«Недавно несколько огромных танкеров, ранее стоявших на якоре в Персидском заливе, были замечены в момент приемки груза с более мелких российских судов у берегов Гибралтара. Оман и Объединенные Арабские Эмираты, которые за первые десять месяцев 2022 года импортировали больше российской нефти, чем за предыдущие три года, вместе взятых, похоже, смешивали и перепродавали часть сырья в Европу. Малайзия сейчас экспортирует в Китай в два раза больше нефти, чем способна добывать. Большая часть этого топлива, вероятно, иранская, но наблюдатели подозревают, что туда попадает и некоторое количество российских баррелей», – пишет The Economist.
Ставридис пугает общественность угрозой экологической катастрофы в случае аварии российского танкера и буквально призывает к расправе над российским танкерным флотом: «Международному сообществу необходимо расправиться с новым теневым флотом. Это не только позволяет Путину финансировать его незаконное вторжение; это бомба замедленного действия для окружающей среды».
Всё, что для России здорово, для Запада – кошмарный сон. В свое время «Северные потоки» были предметом бредовых фантазий для «аналитиков» из Вашингтона и Брюсселя. Российские газопроводы называли «экологической бомбой» для Евросоюза. Так, председатель Совета по энергетике Академия наук Эстонии Эндель Липпмаа утверждала, что «если весь газ (!), который находится внутри одной лишь ветки российского газопровода взорвется, общая сила взрыва составит около 50 бомб Хиросимы».
Норвежский институт Фритьофа Нансена собрал в кучу все напасти, которыми грозят Европе «Северные потоки»: «Российско-германский трубопровод станет непосредственной угрозой Балтийскому морю. Во время прокладки трубопровода будут взбудоражены ядовитые донные отложения. Также придется убирать лежащие на дне со времен Второй мировой войны тысячи неразорвавшихся мин и контейнеров с химическим оружием, что создаст непосредственную угрозу Балтийскому морю».
Между тем многолетняя эксплуатация первой очереди российского трубопровода показала, что он абсолютно безопасен, а «прямую и непосредственную» угрозу представляют лишь США с их атаками на российскую трубу.
Сейчас разыгрывается та же провокационная карта. «При необходимости ООН должна предоставить береговой охране и военно-морским силам западных стран полномочия по обеспечению соблюдения международных стандартов безопасной заправки топливом как в порту, так и в открытом море. Мы должны заняться этим глобальным морским местом преступления», – требует Ставридис.
Итак, покончив с «Северными потоками», США начали призывать к расправе (crack down) над российскими танкерами. Просматривается сценарий: диверсия против одного или нескольких российских танкеров, разлив нефти и требование к ООН начать официальную охоту на танкерный флот России. Подготовка к этому уже началась. Диверсия на российских газопроводах на Балтике показала, что Запад не остановится ни перед чем.