Современное международное право – одно из важнейших мировых ценностей, но такой ценностью, именно мировой, значимой для всех государств, оно было не всегда.
Столетиями международное право представляло собой инструмент подавления небольшой кучкой государств всего остального мира, с одной стороны, и согласования грабежа внутри этой кучки – с другой. Отголоски того международного права остаются до сих пор. Так, красиво звучащий принцип свободы мореплавания был призван оправдать безграничный грабёж морских ресурсов государств, не имевших своего флота или более слабых в военном отношении. Даже в документах основных органов ООН есть отголоски того международного права. Так, статья 38 Статута Международного суда ООН устанавливает, что среди источников права, применяемых судом, имеется и такой: общие принципы права, признанные цивилизованными нациями...
Все стало меняться с началом процесса деколонизации. Международное право приобрело черты права равноправных субъектов. В период 1950-1970-х годов постепенно, в острой борьбе, были сформированы основы прогрессивного международного права. Казалось, оно теперь будет таким всегда. Однако с разрушением СССР (а точнее, коммунистического мирового проекта) ситуация изменилась коренным образом.
Ликвидация той силы, которая обеспечила формирование прогрессивного международного права, не могла не повлиять на изменение этого права. Уже в мае 1993 года – через полтора года после разрушения Советского Союза – был нанесён первый крупный удар по международному праву: был создан международный уголовный трибунал. Первый удар был пробным – он касался только Балкан. Однако замах был глобальным. Во-первых, под удар трибунала были поставлены прямым образом сразу несколько государств бывшей Югославии. Во-вторых, косвенным образом под ударом оказались все остальные: они были обязаны сотрудничать с трибуналом, то есть выполнять любые его требования. А требования выдвигались такие, которые рушили международное право! Например, требование арестовать главу государства – это изменение фундаментальных норм международного права; ведь глава государства – не только и не столько отдельная личность, сколько суверенитет государства!
Изменение международного права шло трудно. Поэтому и началась замена международного права новым правом, которое получило аморфное наименование «миропорядка, основанного на правилах». Правила эти писались в центрах глобального управления, и миропорядок, основанный на правилах – явление объективное. Оно появилось только потому, что, во-первых, на несколько десятилетий удалось изменить репрессивное международное право на прогрессивное и, во-вторых, был уничтожен субъект этой трансформации. «Миропорядок, основанный на правилах» не мог не возникнуть после разрушения СССР и мировой системы социализма.
Коренное изменение международной обстановки в 2022 году поставило перед Россией огромное количество новых задач. Одна из них связана с концептуальным изменением внешней политики Российской Федерации. Предыдущие редакции Концепции в целом исходили из того, что приоритетом российской внешней политики является Запад. Весь остальной мир находился (в разной степени в зависимости от редакций) как бы на периферии её интересов.
Новая концепция внешней политики РФ от 31 марта 2023 года – это не новая редакция, а именно новая концепция.
Наконец-то в Концепции заняли достойное место Азия, Африка и Латинская Америка. Если быть точными, среди региональных приоритетов первое место заняли государства СНГ и ЕАЭС (названные «ближним зарубежьем»). Сюрпризом стала постановка на второе место Арктики. Далее идут: Евразия (с выделением внутренним приоритетом в ней Китая и Индии), Азиатско-Тихоокеанский регион, Исламский мир, Африка, Латинская Америка и Карибский бассейн. Европа теперь занимает предпоследнее место. А последнее – США вместе с «другими англосаксонскими государствами»! Такая квалификация наших внешнеполитических ориентиров производится впервые!
Особо следует отметить африканский раздел Концепции. Это важно, учитывая полное отсутствие каких-либо концептуальных положений по данному континенту в предыдущих концепциях, и предстоящий II Саммит Россия – Африка в июле 2023 года.
Во-первых, Африка названа «самобытным и влиятельным центром мирового развития». Во-вторых, Россия провозглашает солидарность со странами Африки «в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства». Это – главный тезис. В Концепции упоминается также «изощренная» политика неоколониализма как фактор, препятствующий построению справедливого мирового порядка.
Каковы приоритеты российской африканской политики? Их пять.
Первое: поддержка в обеспечении суверенитета и независимости государств континента. Прямо называются средства такой поддержки: содействие в области безопасности (имея в виду такие виды безопасности, как продовольственная и энергетическая), а также военное и военно-техническое сотрудничество.
Второе: содействие по урегулированию вооруженных конфликтов (и преодолению их последствий); подчеркивается, что при этом Россия будет исходить из принципа «африканское решение африканским проблемам».
Третье: российско-африканское сотрудничество должно проводиться на двух- и многосторонней основе; названы две основные площадки такого сотрудничества: это Африканский союз и Форум партнерства «Россия – Африка».
Четвертое: увеличение объемов торговли и инвестиций как на межгосударственной основе, так и в рамках международных объединений (таких как Африканская зона свободной торговли, с одной стороны, и ЕАЭС – с другой).
И, наконец, пятое: развитие гуманитарного сотрудничества: особо названы подготовка национальных кадров, вопросы здравоохранения и др.
Новое место стран, называвшихся третьим миром, – давно назревшая необходимость. В новой Концепции внешней политики России последние стали первыми. И это смещение приоритетов имеет объективную основу. Азия, Африка и Латинская Америка были главными жертвами и репрессивного международного права «цивилизованных» держав, и миропорядка, «основанного на правилах». Обратим внимание на необычную формулировку параграфа 57 Концепции, где говорится, что Россия «солидарна» с Африкой, но основным здесь выступает именно Африканский континент в его стремлении к новому, справедливому миру!
Государства Азии, Африки и Латинской Америки объективно заинтересованы в том, чтобы миропорядок регулировался нормами международного права, а не правилами, которые «сад» кучки избранных будет устанавливать для «джунглей», куда записаны все остальные.