За месяц до своего весеннего турне по странам Латинской Америки и Карибского бассейна (17-21 апреля, Бразилия, Венесуэла, Никарагуа, Куба) министр иностранных дел Сергей Лавров выступил в Сети с видеообращением по поводу десятилетней годовщины кончины Уго Чавеса. Обращение очень личное и, без преувеличения, знаковое, с очевидным подтекстом: мировому сообществу, Латинской Америке особенно, сейчас очень не хватает лидера такого масштаба.
Сергей Лавров подчеркнул, что Уго Чавес «занимал твёрдую позицию в своих публичных выступлениях, в деятельности на международной арене в пользу необходимости уважения принципов Устава ООН и недопустимости подчинения одних стран диктату и монополии других». И другой важный аспект в достижениях Чавеса отметил Лавров: «Он заложил один из важнейших камней в фундамент латиноамериканской солидарности, которая сейчас проявляется и в деятельности СЕЛАК [33 члена без США и Канады], и в инициативе его преемника, президента Николаса Мадуро, который призвал Латинскую Америку и страны Карибского бассейна выступать сплочёнными [рядами] на международной арене в русле концепции, которую он назвал «Большая Родина».
Находясь в Бразилии, Лавров назвал одной из задач поездки по региону «инвентаризацию всех вопросов». Надо полагать, тех текущих рабочих вопросов, которые накопились во взаимоотношениях России с латиноамериканскими партнёрами. В более широком плане поездка Лаврова - это поддержка тех стран на континенте, которые недовольны политикой Вашингтона, с тем, чтобы усилить их роль как противовеса США. Предпосылки для формирования автономного от диктата Вашингтона регионального блока в духе заветов Чавеса уже созрели.
Проблема в том, кто из нынешних признанных деятелей региона готов (и способен) взвалить на свои плечи эту масштабную и смертельно опасную задачу. У всех в памяти обстоятельства трагической гибели венесуэльского лидера, причастности агентуры ЦРУ к этому убийству, применившей специально созданный военно-биологический препарат, который спровоцировал раковое заболевание.
В ходе этого турне Лавров встречался с хорошо знакомыми ему политиками. Кажется, только с Инасио Лулой да Силва ему встретиться не удалось. Лавров продуктивно общался с министром иностранных дел Бразилии Мауро Виейрой, их совместная пресс-конференция продемонстрировала глубину и перспективность российско-бразильского стратегического партнёрства. В этом плане министры обсудили энергетическое взаимодействие, перспективы использования атомной энергии, космического пространства, взаимовыгодные проекты в сельском хозяйстве, здравоохранении, фармацевтике.
Не оставил Лавров без внимания и региональный контекст: «Мы говорили о процессах политической и экономической интеграции в Латинской Америке. Приветствовали нацеленность президента Бразилии и бразильских дипломатов на укрепление региональных механизмов, таких как СЕЛАК, МЕРКОСУР, УНАСУР. Приветствовали шаги, предпринятые Бразилией по восстановлению полноценных отношений со всеми странами латиноамериканского региона и региона Карибского бассейна».
Следующий этап на маршруте – Каракас. Президент Венесуэлы Николас Мадуро по поводу приезда Лаврова написал в Twitter: «Дружеский визит в нашу страну министра Сергея Лаврова, с которым мы провели приятную встречу, укрепляющую двусторонние отношения и совместное сотрудничество в различных сферах развития наших государств». По поручению президента В. Путина Лавров выразил благодарность венесуэльскому президенту за поддержку СВО.
В Венесуэле Лавров подтвердил настроенность Москвы на борьбу с незаконными односторонними санкциями, с которыми годами борется и боливарианское руководство. В мировых СМИ цитировалась «насмешливо-ударная фраза» Лаврова: «По количеству санкций мы чемпионы мира, и опыт накапливаем быстро, так что будем делиться с венесуэльскими коллегами».
Против Венесуэлы действует немало американских санкций от секториальных до персональных. С момента прихода Чавеса к власти США не жалели усилий, чтобы подорвать в прямом и переносном смысле экономику страны. До сих пор хорошо экипированные ЦРУ и военной разведкой США диверсионные ячейки «проявляют себя» на территории страны, проводя акции саботажа на объектах нефтепереработки и электростанциях. Временами целые регионы погружаются во тьму, и прозападная пропаганда начинает вещать о неспособности режима навести порядок.
По поводу вариантов преодоления санкций венесуэльцами Лавров сказал на пресс-конференции так: «Всем прекрасно известно, что Соединённые Штаты могут обмануть в любой момент, и гораздо чаще они обманывают, чем выполняют свои собственные обещания… Поэтому мы целиком поддерживаем позицию наших венесуэльских друзей. Это их страна, это их углеводороды, это их экономика, которая подвергается сильнейшим незаконным санкциям. И они должны сами решать, как продолжать работать, как продолжать развивать своё государство. Мы будем всячески способствовать тому, чтобы экономика Венесуэлы становилась всё менее и менее зависимой от прихоти и от геополитических игр Соединённых Штатов, либо каких-то других игроков из западного лагеря».
Третья остановка Лаврова – в никарагуанской столице Манагуа. Министр был принят президентом Даниэлем Ортегой. О подробностях их беседы информации нет, переговоры прошли в закрытом от прессы режиме. Разумеется, простор для предположений прессы и тем более для западных спецслужб огромный. Не исключено, что обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества и «смежные темы». Президент Ортега умеет хорошо удивлять нестандартными решениями и неожиданными внешнеполитическими и оборонными шагами. Что ж, придётся набраться терпения и подождать.
Куба стала завершающей в поездке Лаврова. Он провёл встречи с министром иностранных дел Бруно Родригесом и президентом Мигелем Диас-Канелем, который на днях был переизбран на этом посту на второй срок до 2028 года. На встрече с Диас-Канелем присутствовал Рауль Кастро, по-прежнему такой же стойкий и непоколебимый, как Кубинская революция. На переговорах с российским министром Бруно Родригес сказал: «Я глубоко признателен за неизменную позицию России в требовании прекращения международной экономической, финансовой блокады, навязанной Кубе Соединёнными Штатами. Куба осуждает односторонние санкции и выступает против политики изоляции России».
Лавров с благодарностью отозвался о чёткой позиции кубинского руководства в отношении СВО, её причинах:
«Я имею в виду безоглядное расширение НАТО прямо к нашим границам, полное игнорирование всех наших предложений достичь договоренностей об обеспечении безопасности друг друга на принципах неделимости этой безопасности. И, конечно же, помимо накопления прямых военных угроз безопасности РФ, мы не могла игнорировать грубое нарушение киевским режимом базовых прав миллионов своих граждан, которые были, по сути дела, поставлены на грань истребления. Не только с точки зрения их языка, их традиций, их культуры, их религии, но и очень часто с точки зрения их физического выживания».
Эти слова о «физическом выживании» не воспринимаются кубинцами как эмоциональное преувеличение. Они-то знают, как приходилось и приходится выживать в условиях тотальной блокады со стороны США.
Стоит также отметить, что часть бесед Лаврова с кубинскими руководителями прошла в закрытом режиме. Как говорится, ещё один сюжет для размышлений, перекликающийся с никарагуанским,.