Боевая авиация США в кризисе. «Большинство самолетов боевого авиапарка – F-15C/D, F-15E, F-16 C/D и A-10C – были разработаны в конце 1960-х – начале 70-х годов и приобретены в 1980-х годах.... Сегодня они конструктивно и технологически устарели по сравнению с передовыми китайскими и российскими средствами ПВО и истребителями нового поколения. Тем не менее страна не выделила необходимых средств для замены стареющих истребителей более мощными самолетами…» – пишет декан Института аэрокосмических исследований имени Митчелла генерал-лейтенант ВВС в отставке Дэвид Дептула.
Дептула обращает внимание на то, что в военном конфликте с равным противником неизбежны большие потери боевых самолетов, восполнить которые будет нечем. «Сегодняшние истребительные силы возглавляют малозаметные F-35A пятого поколения, но основную часть боевого авиапарка составляют самолеты четвертого поколения, включая F-16, F-15 и A-10. Эти самолеты очень уязвимы для современных китайских и российских средств ПВО».
Дептула подчёркивает, что составляющие основу ВВС самолеты предельно изношены. «Эти устаревшие самолеты подвергаются экстремальным нагрузкам каждый раз, когда они летают. Износ накапливается и берет свое. В конце концов, побеждает физика. Уже сейчас парку F-15C запрещено летать на максимальной воздушной скорости и с перегрузкой из-за усталости планера».
А президент Национальной оборонной промышленной ассоциации (NDIA) генерал ВВС в отставке Хоук Карлайл назвал самой большой проблемой ВВС США «старое железо»: «У самолётов ВВС сейчас средний возраст 29 лет... Некоторые самолеты, такие как B-52 Stratofortress, T-38 Talon и KC-135 Stratotanker, служат уже пятый или шестой десяток лет. Попытки заменить дряхлеющий флот новыми технологиями продвигаются медленно».
Генерал выражается очень осторожно: на самом деле создание и серийный выпуск перспективных боевых самолетов в Америке, по сути, провалилось. Самый дорогой американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor в 2022 году начал выводиться из эксплуатации из-за неудовлетворительных эксплуатационных характеристик. В мае 2012 года тогдашний глава Пентагона Леон Панетта ограничил полёты F-22 из-за сбоев бортовой системы генерации кислорода, вызывавших удушье у пилотов. Самолету было запрещено совершать длительные перелеты и подниматься выше 7,6 тысячи метров. Для F-22 требуется месячный комплексный план технического обслуживания на каждые 300 летных часов. В июле 2009 года производство F-22, который получил говорящее прозвище Technological Nightmare (Технологический Кошмар), было прекращено.
«Командование ВВС пришло к выводу, что, помимо прочего, Lockheed Martin F-22 Raptor не обладает необходимой глубиной и дальностью полета, чтобы в следующем десятилетии он оставался предпочтительным истребителем для завоевания превосходства в воздухе», – сообщил в мае 2021 года военный портал DefenceNews. В том же году истребитель начали выводить из эксплуатации.
С самого начала выпуска еще одного истребителя пятого поколения F-35 «страдали от, казалось бы, бесконечного количества ошибок», пишет Business Insider. В 2021 году в конструкции F-35 насчитали 857 технических дефектов, ряд которых оказывали «критическое влияние на готовность к миссии» и ставили под угрозу жизнь пилота. Корпорация Lockheed Martin эти дефекты не устранила, а продолжала, как мы писали, «изготавливать бракованные истребители».
В середине декабря 2022 года в Техасе потерпел аварию истребитель F-35B. Во время посадки самолет накренился на нос, у него подломилось шасси, он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, крутанувшись вокруг собственной оси и зацепив крылом землю. Пилот едва успел катапультироваться. Причиной аварии стало «редкое системное явление», связанное с вибрацией двигателя. Весь парк американских истребителей F-35 должен быть модернизирован в течение 90 дней с внесением доработки, заявили 2 марта 2023 года в Пентагоне.
Один из главных конструкторов истребителя F-16 Пьер Спрей назвал F-35 «индюком». В Америке индюк – один из символов гибрида глупости и сытости. «Возьмите, например, F-35 вертикального взлета... Массивная двигательная установка «съедает» значительную часть грузоподъемности самолета, а относительно небольшие крылья не обеспечивают его необходимой маневренностью ни для воздушного боя, ни для непосредственной поддержки наземных сил. Тем же недостатком маневренности отличаются варианты, разработанные для ВВС и ВМС. Максимальная скорость F-35 в 1,6 Маха тоже вряд ли может поразить воображение, так как этот показатель у современных истребителей России, Европы и США либо достигает, либо превышает 2 Маха».
Широко рекламируемая «невидимость» F-35 достигается только в случае, если он несет все свои бомбы и ракеты внутри фюзеляжа. Если же вооружение находится на внешних подвесках, истребитель становится заметен. Но даже при минимальной нагрузке F-35 «на самом деле не является малозаметным для российских и китайских радаров», пишет The Daily Beast.
На протяжении последних десятилетий в США шла разработка истребителя шестого поколения, которая в итоге была, как мы писали, провалена. В августе 2022 года года ВВС отказались от разрабатывавшегося 15 лет компаниями General Electric Aviation и Pratt & Whitney двигателя шестого поколения. Портал Defense One выступил с разгромной статьей, возмущаясь ложью военных, уверявших, что истребитель шестого поколения уже летал и побил много рекордов. Выяснилось, как заявил весной прошлого года министр ВВС США Фрэнк Кендалл, что «самолет все еще разрабатывается и не готов к массовому производству».
Пентагон сейчас отложил все проекты к созданию истребителя шестого поколения в долгий ящик.
У США нет и полностью боеспособного истребителя пятого поколения, а огромный парк истребителей четвертого поколения представляет собой старое железо. Истребители пятого поколения оказались в эксплуатации запредельно дорогими, а их возможности – сильно преувеличенными.
Основная причина нынешнего кризиса американской боевой авиации состоит в том, что гигантам американского ВПК выгодно выпускать «навороченные» суперсамолеты. Многолетняя гонка за сверхприбылями и завела американские ВВС в технологический тупик.