Укровласти обвинили российскую сторону в подрыве Каховской ГЭС. Однако не забудем классическое: «Кому это выгодно?»
В последние недели активность противника в низовьях Днепра усилилась, наблюдается концентрация войск. На левый берег постоянно высаживаются небольшие группы противника, пытаясь там закрепиться. Выглядит это как попытки создать плацдарм для решительного рывка, но так может думать тот, кто мало знаком с географией Херсона и окрестностей.
Сразу после Каховской ГЭС ниже по течению начинается Днепровская пойма, полоса шириной 5-7 км пересекаемая вдоль и поперёк огромным количеством проток, островов, болотистых озёр, в основном левее основного русла, по которому проходит линия соприкосновения. Тут раздолье для небольших мобильных групп на лёгких плавсредствах, но форсировать здесь Днепр крупными силами, навести переправы, организовать масштабную переброску техники практически невозможно.
Поэтому вся активность противника ниже Каховки рассматривалась российским командованием как отвлекающие действия для распыления российских войск накануне ожидаемого наступления ВСУ в районе Запорожья.
Затапливать пойму через подрыв никакой военной необходимости нет: в течение нескольких дней вода спадет и передышка будет недолгой.
А вот для ВСУ разрушение Каховской ГЭС может дать немалые стратегические выгоды. Выше её по течению на 200 км тянется водохранилище шириной 10-20 км, что также делает масштабное форсирование практически невозможным и позволяет российскому командованию держать по левому берегу относительно небольшие силы прикрытия.
Если же Каховское водохранилище опустошить и Днепр вернётся в свое естественное русло, опасность форсирования выше Каховки станет реальной. Группировку на этом направлении придется кардинально усилить, а это то самое растягивание российских сил, которого украинское командование пытается достигнуть всеми способами, включая самые циничные (попытки прорыва в Белгородскую область, варварские обстрелы Шебекино).
Политические соображения могут превалировать над военными, но в данном случае они совпадают. Киевский режим показал себя мастером изощренных провокаций, которые всегда происходят очень «кстати». Так, провокация в Буче произошла сразу после Стамбульских договоренностей, позволив Киеву отказаться от них.
Однако нужен «свежий ход», и разрушение крупной плотины, вызвавшее техногенную и экологическую катастрофу огромных масштабов, самое то. Разбираться на Западе не будут, новая мощная антироссийская кампания неизбежна, она уже поднялась. Украинская активность ниже по течению Днепра должна была создать информационный фон для обвинений России, которая-де и разрушила плотину, страшась украинского наступления.
До Зеленского доведено, что от успеха фактически начавшего украинского наступления зависит дальнейшая военная помощь Запада, а сомнений в успехе наступления после первых дней боёв только больше.
В последнее время в разных концах мира активизировались попытки посредничества, идёт выдвижение разных мирных планов. Госсекретарь США Блинкен и вовсе сказал, что успех наступления нужен для более сильной позиции Киева на переговорах, т. е. вовсе не для «полного освобождения» всех бывших украинских территорий.
Сводятся же все мирные планы на данном этапе к фиксации нынешней линии соприкосновения «по корейскому варианту», т. е. Левобережье Херсонской и Запорожской областей остаётся за Россией, а линия разграничения пройдет по нижнему течению Днепра.
И вполне вероятно, что разрушение Каховской ГЭС – это подготовка к подобному варианту развития событий, поскольку экономический урон нанесён практически исключительно Левому берегу. Там находилась под контролем российских сил Каховская ГЭС. А уничтожение Каховского водохранилища сделает невозможным использование Северо-Крымского канала, Каховской оросительной системы (это многие десятки тысяч орошаемых земель на Левобережье) и наконец Запорожской АЭС. Восстановить же станцию и дамбу, если по Днепру пройдет граница, будет невозможно.
Киевский режим в иррациональной злобе стремится нанести максимальный урон освобождённым от него территориям, оставить после себя выжженную землю. А Северо-Крымский канал давно вызывает у укропатриотов маниакальную ненависть.
Таков комплекс факторов, которые и подтолкнули киевские власти к этому преступлению, вновь подтвердившему: другого хорошего варианта, кроме ликвидации этого режима, нет.