Российское консульство на Аландских островах

Финляндия – Россия: чем грозит милитаризация Аландских островов?

Соседство с Финляндией при её новом правительстве лёгким не будет

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Хельсинки собираются «разобраться» с российским консульством на Аландских островах, пересмотрев его правовой статус, рассказал президент Финляндии Саули Ниинистё на ежегодном летнем дискуссионном мероприятии «Обсуждения в Култаранта». «Я попросил разъяснить правовой статус этого консульства в этих договорных структурах. Если, как утверждают некоторые, это связано с Парижским мирным договором (1947), тогда в него вовлечено довольно много сторон и соглашение не является двусторонним», – говорит глава государства, недавно ставшего полноправным членом НАТО и активно развивающего военно-политические связи в рамках альянса. В апреле на местном сайте гражданских инициатив запустили набравшую пока около 35 тысяч подписей петицию о закрытии консульства России на Аландских островах, причём инициаторы инициативы обосновывали её именно вступлением Финляндии в альянс.

Сейчас в России работают два дипломатических представительства Финляндии – посольство в Москве и генконсульство в Санкт-Петербурге. В то же время Россия пока располагает тремя дипломатическими представительствами в Суоми: посольством в Хельсинки, генконсульством в Турку и консульством в Мариехамне – административном центре Аландских островов с населением, преимущественно говорящим по-шведски. Согласно историческим данным, город Мариехамн был основан в период пребывания Великого княжества Финляндского в составе Российской империи в 1861 году и назван в честь императрицы Марии Александровны, супруги императора России Александра II. Дипломатическое учреждение действует на основе советско-финляндского соглашения от 1940 года, которое наряду с Аландской конвенцией 1921 года составляет неотъемлемую часть международно-правовой базы демилитаризованного статуса архипелага.

Попытки некоторых активистов поднять вопрос о закрытии представительства выглядят как стремление подорвать основы международно-правового режима островов, давно доказавшего свою эффективность, отмечают в российском посольстве в Хельсинки. Одна из функций консульства – контроль над соблюдением соглашения о демилитаризации островов в соответствии с Конвенцией 1921 года под эгидой Лиги Наций, подтверждённой Парижским мирным договором в 1947 году.

Который год «горячие финские парни» инициируют шумные кампании за пересмотр демилитаризованного статуса архипелага и за вывод оттуда российского консульства, напирая на якобы «архаичный характер» сложившегося статус-кво в новых условиях членства Финляндии в Североатлантическом альянсе.

Между тем планы финских властей по ремилитаризации Аландского архипелага, совпавшие с очередным всплеском пропагандистской кампании за удаление российских дипломатов из Мариехамна в значительной степени исходят из существенных изъянов в правовой сфере советско- и российско-финляндских отношений. Да, действительно, статьёй 5 Парижского мирного договора между СССР и его союзниками, с одной стороны, и Финляндией – с другой подтверждается постоянный демилитаризованный статус островной автономии северобалтийской автономии в составе Финляндии. Вместе с тем указание на нейтральный статус указанной территории, способной укрепить положение Аланд как демилитаризованного архипелага, отсутствует.

Далее, подписанный в Хельсинки двусторонний российско-финляндский договор 1992 года «Об основах отношений», действующий поныне, вообще не содержит упоминаний о нейтральном статусе Финляндии, как и о демилитаризованном статусе Аландских островов. Нет в этом документе и ссылок на условия Парижского мирного договора, в том числе его «аландской» статьи (ст. 5). Кроме того, в период активного расширения НАТО на Восток (конец 1990-х – начало 2000-х годов), да и позже Москва и Хельсинки не обсуждали подписание документов, подтверждающих нейтралитет Финляндии и сохранение двусторонних взаимоотношений на основе договора 1992 года. Заметим, в том же документе ничего не сказано о недопустимости размещения иностранных военных баз на территориях обеих стран. Соответствующая чётко обязывающая правовая формулировка была заменена на нечто расплывчатое в статье 4: «Стороны не будут использовать или разрешать использовать свою территорию для вооруженной агрессии против другой Стороны. В случае, если Россия или Финляндия станет объектом вооруженной агрессии, другая Сторона (не вполне понятно, кто и что под этим подразумевается. – Прим. авт.) будет способствовать урегулированию конфликта в соответствии с принципами и положениями Устава ООН и документов СБСЕ и воздерживаться от оказания военной помощи агрессору».

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
В Японии с тревогой ждут прихода Трампа
США при Трампе и Турция: что ждет американо-турецкое сотрудничество? США при Трампе и Турция: что ждет американо-турецкое сотрудничество?

Между тем акты трансграничной агрессии, как и угроза таковой, не могут не опираться на иностранные военные базы (и других военных объектов) на территории какой-либо из этих стран. К сожалению, в угаре мифической «дружбы» с Западом важные вопросы, имеющие безусловную и бессрочную стратегическую значимость для РФ, оказались неурегулированными, чем в полной мере пользуются оппоненты. Ещё в середине 1990-х годов некоторые СМИ скандинавских стран обращали внимание на стремление «ельцинской» Москвы побыстрее договариваться с соседями по любым вопросам, не озадачивая их конкретной фиксацией обязательств в части военно-политической безопасности России. Более того, в апреле 1998 года, на фоне острого финансово-экономического кризиса, Россия направила Финляндии ноту с предложением закрыть консульство на Аландах, функции которого за демилитаризацией архипелага передать консульству в городе Турку. В Хельсинки ответили, что такой шаг привёл бы «к необходимости нового отдельного соглашения о демилитаризации и контроле за этим статусом Аландских островов», и в конечном итоге наложили на документ гриф секретности на 25 лет. После ряда раундов консультаций российская сторона отказалась от столь сомнительной инициативы, однако и этот забавный вроде бы эпизод заинтересованные силы в Стране озёр вытащили из пыльных архивных сундуков в ходе инициируемой ими пропагандистской кампании, нацеленной на сворачивание отношений с «восточным соседом». И вот теперь бывший глава финской разведки генерал-майор Пекка Товери предлагает «вооружить» Аландский архипелаг, что, по его мнению, упростит реагирование в случае необходимости и повысит безопасность местных жителей в случае ухудшения ситуации. Соратник Товери, свежеиспечённый премьер-министр от Национальной коалиционной партии Петтери Орпо пока помалкивает, однако сигнал вполне недвусмысленный.

Аландские острова на карте Балтики

«Аландская конвенция была и остается силой, стабилизирующей мир для Аландских островов и, в более широкой перспективе, для региона Балтийского моря. Это не историческая реликвия», – уверял президент Саули Ниинистё в 2021 году на семинаре, приуроченном к вековому юбилею основополагающего документа о статусе островов. Теперь же он призывает внимательно следить за деятельностью российского консульства до решительных шагов, в случае если оно «не справляется со своей ролью». Вменяемая и адекватная позиция по этому вопросу нового правительства уже натовской страны, сформированного вышеупомянутой Коалиционной партией, ультраправыми популистами «Истинными финнами», Шведской народной партией и «Христианскими демократами», также далеко не очевидна. Персонажи из этих партий, напоминающие хрестоматийных «лебедя, рака и щуку», выступают с разноречивыми заявлениями по весьма острому миграционному и иным вопросам. На фоне непростой социально-экономической ситуации уже прозвучали заявления о намерении крепить «боевое братство» с Америкой и продолжать поддержку режима Зеленского с целью не допустить победы России в конфликте. «В конечном счете исход войны определит порядок безопасности в Европе и Финляндии на десятилетия вперёд. Если война закончится победой России, то ситуация в плане безопасности для Финляндии существенно усугубится на длительный период времени. Именно поэтому победа Украины является также существенной частью безопасности Финляндии в ближайшие годы», – приводит телекомпания YLE слова нового министра обороны Антти Хяккянена из Коалиционной партии. Ещё более резкими заявлениями отметилась глава внешнеполитического ведомства Элина Валтонен, а чуть ранее спикером парламента и вовсе избрали нациста, призывавшего к убийству российских военных.

Безусловно, контроль над архипелагом из семи тысяч островов, как и над шведским островом Готланд, на котором уже размещён полноценный полк с танками, будет означать военное господство в суровых водах Балтики. Реализация такого сценария таит серьёзный вызов, на который в Москве уже отреагировали заявлениями об усилении группировки Вооружённых Сил РФ на северо-западном направлении.

Статьи по теме