«Европейский Союз? «Крайний справа» — под таким красноречивым заголовком итальянский портал L’Antidiplomatico напечатал статью Джакомо Маркетти, посвящённую анализу всё более заметного политического сдвига вправо.
«Спустя двадцать три года после «шока», вызванного приходом в Вене в правительство националистической Австрийской партии свободы Йорга Хайдера, - пишет Маркетти, — политический центр притяжения континентальных руководителей значительно сместился вправо».
По его словам, в Европе сейчас происходит сближение между консерваторами и крайне правыми. В конечном итоге такое «может отразиться и на выборах в Евросоюзе, которые состоятся в будущем году. При этом речь идет не о простом «электоральном сближении», а о новых политических полях в различных семьях континентальных консерваторов, что является конечным следствием природы Европейского Союза и господствующих в нём олигархий, которые ведут себя всё более воинственно, практикуя расизм, экоцид и нападение на низшие классы».
В качестве примеров такого сдвига вправо издание приводит правительство Джорджии Мелони в Италии, партию «Шведские демократы» — ультраправое формирование с неонацистским прошлым, входящее в правительство во главе с Ульфом Кристерссоном. В Хельсинки националисты партии «Истинные финны» договорились с двумя консервативными формированиями о создании самой правой исполнительной власти в истории страны после Второй мировой войны.
В Испании националистические Vox и «Народная партия» заключают различные соглашения на местном уровне, что может стать прелюдией к созданию коалиции на национальном уровне после досрочных всеобщих выборов 23 июля.
Последний яркий пример такой тенденции — громкий электоральный успех «Новой демократии» в Греции на выборах в минувшее воскресенье. Этот успех гарантировал ей абсолютное большинство в парламенте, а крайние правые «Спартанцы» при поддержке неофашистов преодолели 3% барьер и впервые вошли в парламент Эллады.
В этом ряду также избрание члена немецкой крайне правой партии «Альтернатива для Германии» (AFD) в «ландрат» — территориальную администрацию, объединяющую различные муниципалитеты. Роберт Сессельман будет управлять районом Зоннеберг в регионе Тюрингия на территории бывшей Восточной Германии.
«Это первая веха местного самоуправления для немецких крайне правых спустя десять лет после основания их партии», — отмечает L’Antidiplomatico, отмечая, что такой процесс необратимо продолжится.
Одновременно идёт процесс сближения консервативных правых партий с крайне правыми и даже с радикалами. Голландский политолог Кас Мудде в интервью газете Le Monde в феврале этого года говорил о процессе «гибридизации» между правыми и крайне правыми в разных странах. Самый красноречивый пример такой интеграции — нынешний премьер Италии Джорджия Мелони. Эта активная дамочка в юности была лидером молодёжной организации неофашистской партии «Итальянское социальное движение», а теперь вполне комфортно себя чувствует в стане умеренно правых, договорившись после выборов о коалиции даже с Сильвио Берлускони, которого к крайне правым причислить никак нельзя.
«Поддержка, оказываемая ЕС неонацистам в Киеве с 2014 года, ускорила этот процесс, к тому же способствует крайне опасному "обмену опытом" — военного характера — между неофашистскими группировками старой Европы и украинскими», — отмечает L’Antidiplomatico.
Усиление правых тенденций в Европе связано также с тем, что в ЕС усиливается влияние восточно-европейских государств, в том числе бывших республик СССР, где у власти доминируют правые силы. На это обратила внимание New York Times.
«Все дело в том, — пишет газета, — что традиционные лидеры Франция и Германия оказались парализованы СВО, а восточные страны ЕС смогли заполнить этот «вакуум лидерства». Вооруженный конфликт усилил влияние стран Центральной и Восточной Европы, которые негативно относятся к России. Все громче звучат призывы к расширению ЕС и НАТО, а власть Франции и Германии ослабевает», — отмечает New York Times.
«В европейских органах власти теперь все больше прислушиваются к голосам Центральной и Восточной Европы и воспринимают их более серьезно. Кроме того, в повестке сегодня вопрос о крупном расширении в восточном направлении», - считает Тимоти Эш, историк колледжа Святого Антония Оксфордского университета. Теперь, когда в пределах Европы идут боевые действия, она больше, чем прежде думает о жёсткой силе, заявил Эш. «Таким образом, серьёзно относящаяся к вопросам безопасности Центральная и Восточная Европа оказала свое воздействие», — сделал вывод эксперт.
Ну, а там, где «жёсткая сила» — там место для правых партий и движений, а левые и либералы неизбежно оказываются на обочине.
Однако к чему это в итоге приведет? На Украине под лозунгами «Украина – це Европа» это уже привело к возникновению нацистского режима. А если вспомнить историю, то такое уже было и в Западной Европе, где под лозунгами реваншизма и противостояния коммунизму, (а на деле России в лице СССР), возникли фашистский режим в Италии, нацизм в Германии, диктатура Франко в Испании, фашистский режим адмирала Хорти в Венгрии, режим Маннергейма в Финляндии и т.д.
Не грозит ли Европе, которая сейчас полностью оказалась на стороне неонацистского режима Киева и накачивает его оружием, такое же печальное будущее? Ведь все упомянутые выше европейские режимы потерпели в итоге сокрушительный крах.
Как отмечает турецкое издание dikGAZETE, если ничего не предпринимать, то нацистские движения возродятся не только в Европе, но и по всей Евразии подобно тому, как возродились на Украине. «ЕС и НАТО, используя эти нацистские движения, добьются перехода стран-союзников России под контроль Запада, при этом будет обеспечено ослабление российской администрации. И осуществится то, чего всегда желали: Россия будет уничтожена. Все это не теория заговора, а прогнозы, основанные на том, что история повторяется», — отметила газета.
Оставим не слишком достоверные прогнозы на совести турецких журналистов. Однако ситуация движется именно в направлении активизации националистических сил и это не может не настораживать.