Плотины Токтогульской ГЭС

Проблемное соседство Центральной Азии: как выйти из водного тупика?

Одной из причин затяжного энергетического кризиса может быть коррупционная составляющая

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

С 1 августа в Киргизии введён режим чрезвычайной ситуации из-за дефицита электроэнергии. Он продлится более трех лет – до 31 декабря 2026 года. Соответствующий указ подписан президентом страны Садыром Жапаровым в связи с энергокризисом в республике, связанным с климатическими условиями, низким уровнем притока воды вы водохранилищах и общей нехваткой генерирующих мощностей.

Более месяца назад столица Киргизии Бишкек остался без питьевой воды. В аналогичной ситуации оказались и жители столицы Казахстана Астаны. Власти обеих столиц обвинили в водном дефиците самих горожан, которые якобы слишком часто обильно поливают свои приусадебные участки, ходят в баню и моют автомобили. В обеих столицах, как мы писали, вспыхнули протесты, побудившие городские власти найти способы напоить население.

В поисках причин дефицита воды в столицах казахстанские СМИ перевели стрелки на Киргизию, отметив, что та просто обязана снабжать Казахстан водой согласно некоему положению» от 1983 (!) года:

«Согласно положению от 1983 года, Казахстан и Кыргызстан распределяют между собой воду из рек Чу, Талас и Токтогульского водохранилища. При этом Кыргызстан обязан выполнять обязанности по распределению воды. В прошлом году, действующий на тот момент министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Сериккали Брекешев заявил, что Кыргызстан предоставит дополнительный объем воды. Речь шла о реках Чу, Талас и Токтогульском водохранилище, которое обеспечивает около 40% электроэнергии, вырабатываемой в Кыргызстане. При этом годом ранее в водохранилище снизился объем воды, что могло привести к аварийной ситуации»,пишет местный портал «Курсив».

В советское время гидроэнергетика и ирригационное земледелие республик Центральной Азии были взаимосвязаны. В зимнее время Киргизия и Таджикистан накапливали воду в водохранилищах и получали электроэнергию и энергоресурсы (уголь и природный газ) из Казахстана, Туркмении и Узбекистана. В летнее время Киргизия и Таджикистан направляли воду в Узбекистан и Казахстан. Кроме того, Киргизия и Таджикистан поставляли соседям гидроэлектроэнергию.

В настоящее время интересы этих государств в том, что касается энергетики и ирригации, зачастую носят, как мы отмечали, взаимоисключающий характер.

Токтогульское водохранилище, самое большое в Центральной Азии, изначально предназначалось для водоснабжения Узбекистана и Казахстана в ирригационный период, то есть с мая по июль. Для этого воду нужно было накапливать в осенне-зимний период. В советское время так и делалось. В 90-е годы Токтогульская ГЭС стала функционировать в энергетическом режиме: вода сбрасывалась в холодное время года для выработки электроэнергии. Причина известна – Казахстан и Узбекистан стали продавать электроэнергию Киргизии по рыночным ценам.

И уже не первый год весне чаша водохранилища не успевает наполниться и не может обеспечить ирригационные нужды республик низовья.

К началу июня 2023 года в Токтогульском водохранилище было на 2 млрд кубометров воды меньше, годом ранее, причём приток воды в водохранилище ниже нормы на 50%, а расход – выше на 30%. Местные СМИ объясняют тем, что «Кыргызстан сливает Казахстану и Узбекистану больше воды, чем предусмотрено договором об обмене электричеством с соседними государствами».

«Расходы воды из Токтогульской ГЭС остаются аномально высокими. Так, согласно последним официальным данным, расход воды 8 июня составил 440 кубов в секунду, 14 июня – 406 кубов в секунду. Такой объем расхода воды может вырабатывать электричество, которое превышает оценочные потребности в электричестве в это время года почти в два раза. Куда уходит вода понятно, но куда уходит электричество даже с учетом экспорта?»пишет агентство АКИpress, объясняя эту странность коррупционной составляющей. Выходит, страны верховья и низовья договорились об оптимизации водно-энергетического обмена в общих интересах, но коррупция эти договоренности презрела.

И действительно, если Токтогульская ГЭС даёт 40% вырабатываемой в Киргизии электроэнергии, а половина этой выработки уходит «налево», то не здесь ли «порылась собака» водно-энергетического дефицита?

Если в Киргизии отнеслись к ситуации предельно серьезно и ввели режим ЧС, то казахстанские власти, как мы писали, «то ли не понимают, то ли делают вид, что не понимают, в чем истинные причины» водно- энергетического кризиса.

В этом плане симптоматично, что казахстанские СМИ анализируют ситуацию исключительно основе ссылок на запрещенное в Киргизии «Радио Азаттык» и финансируемый Евросоюзом канал «Хабар».

В последнее время Казахстан, как мы писали, стал региональной базой для проектов запрещённого в России USAID*. В 2021 году было учреждено «Казахстанское агентство международного развития KazAID» – казахстанская дочка гигантского американского спрута; агентство занято распределением средств среди местных фондов, продвигающих интересы США в Центральной Азии.

Продвигаемая запрещённым в РФ иноагентом USAID концепция решения водно-энергетических проблем региона основывается на выводах доклада «Глобальная безопасность водных ресурсов», подготовленного в 2012 году разведсообществом по заданию госсекретаря США Хиллари Клинтон и положенного в основу программы запрещённого в России иноагента USAID Power Central Asia. Авторы документа предлагают властям государств региона взять на вооружение компьютерную модель энергосистемы по модели энергетического рынка скандинавских стран, а именно энергетической биржи Nord Pool. Однако только 11% контрактов на поставку электроэнергии на этой бирже ведут к физической поставке, в то время как остальные почти 90% – это не более чем бумажные или спекулятивные контракты. Нетрудно понять, что навязываемая американцами метода открывает прямой путь к внезапному обрушению биржевыми спекулянтами энергетического рынка Центрально-Азиатского региона.

Преодолеть энергодефицит власти Киргизии рассчитывают за счёт строительства нескольких новых гидроэлектростанций, и ряд проектов уже реализуется. Так, в апреле 2022 г. входящий в РусГидро институт «Ленгидропроект» разработал проект ГЭС Куланак мощностью 96,7 МВт., строительство которой запланировано на реке Нарын.

В апреле 2022 г. стало известно, что Росатом Центральная Азия (дочернее предприятие Росатома) построит в Киргизии по собственному проекту несколько малых ГЭС, в т. ч. ГЭС Лейлек мощностью 5,9 МВт с годовой выработкой в 26,3 млн кВт/ч.

Наконец, в январе 2023 г. главы профильных ведомств Казахстана, Киргизии и Узбекистана подписали план совместной работы по строительству Камбаратинской ГЭС-1 (Камбар Ата), которая должна стать крупнейшей в Киргизии.

Не забыты и альтернативные источники энергии: планируется строительство двух солнечных электростанций (СЭС) суммарной мощностью 1,5 тыс. мВт, а феврале Минэнерго Киргизии подписало с компанией «НоваВинд» (ветроэнергетическая структура Росатома) Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области реализации ветроэнергетических проектов.

Впрочем, всё это едва ли решит проблему энергодефицита, а от умножения числа плотин воды в питающих киргизские реки горных ледниках явно больше не станет, и странно, что это не понимают в Кыргызстане и в соседних странах. Безусловно, новые ГЭС и СЭС снизят зависимость горной республики от Казахстана и Узбекистана, однако и им самим это воды в ирригационный период не прибавит. А значит – власти республик «низовий» будут и далее выкручивать руки странам «верховьев», вынуждая их использовать свои гидроресурсы себе в ущерб, отдавая больше воды из водохранилищ Казахстану и Узбекистану, что и далее будет провоцировать «по спирали» хронический энергодефицит.

Разумной альтернативой является запуск общего электроэнергетического рынка (ОЭР) Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который должен состояться не позднее 1 января 2025 года, о чём упоминается в докладе Евразийской экономической комиссии «Цифры и факты: энергетика и инфраструктура».

Дефицит водных ресурсов, от которого страдают все пять республик Центральной Азии, также вполне возможно преодолеть. На сегодня в регионе сложилась ситуация всеобщего проигрыша, выйти из которой можно при условии перевода, к примеру, Токтогульской ГЭС в ирригационный режим. Узбекистан получит на этом 36 млн. долл., Казахстан – 31 млн. долл. Потери Кыргызстана составят 35 млн. долл., однако они могут быть восполнены странами-выгодополучателями – Казахстаном и Узбекистаном – которым пора бы уже пойти навстречу своим водноизбыточным соседям.

Найти путь решения водно-энергетических проблем Киргизии и всего региона получится только через уход от национального эгоизма и путём осознания всеми соседями своей взаимозависимости в сфере распределения и потребления водных ресурсов, чреватой конфликтами и военной эскалацией.