Россия и Узбекистан развивают отношения. несмотря на все трудности

Узбекистан: БРИКС – как альтернатива незавидной участи периферии Запада

Ташкент подвергается нешуточному антироссийскому санкционному прессингу

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В июне 2022 года президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев по приглашению Председателя КНР Си Цзиньпина принял участие в Диалоге высокого уровня по вопросам глобального развития в формате «БРИКС плюс», инициированном в 2017 году Китайской Народной Республикой и предполагающем сотрудничество между основными членами БРИКС и их региональными партнёрами из числа развивающихся стран.

Напомним, на долю «пятёрки» входящих в БРИКС государств (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) приходится 26% территории Земли, 42% населения планеты (2,83 млрд. чел.) и 27% мирового ВВП, около 20% мировой торговли и 25% прямых инвестиций, что создаёт необходимые предпосылки для выработки и принятия эффективных решений на глобальные вызовы, с которыми сегодня сталкивается международное сообщество.

Среди озвученных лидером Узбекистана инициатив – поддержка решительных мер по стабилизации мирового продовольственного рынка, до которой, как мы видим и по событиям минувшего года – весьма и весьма далеко. Учитывая изменения на мировом рынке продовольствия глава крупнейшего по населению государстве Центральной Азии полагает, что важную роль в преодолении продовольственного кризиса должны играть именно страны БРИКС, на которые приходится до 50% мирового сельскохозяйственного производства. В частности, на государства БРИКС приходится около 40% мирового производства пшеницы (свыше 260 млн. т.), более 30% мяса птицы (свыше 30 млн. т.), 30% говядины (около 20 млн. т.) от общемирового показателя. С учетом этого Шавкат Мирзиёев предложил использовать имеющийся потенциал для углубления кооперации в целях формирования надёжной системы поставок и обеспечения доступности продовольствия. 

Из других насущных вызовов Ш. Мирзиёев выделил негативные изменения климата, в частности – опустынивание, становящееся, наряду с водным дефицитом, весьма серьёзным вызовом для республик бывшей советской Средней Азии с их быстрорастущим населением. По мнению главы государства, одним из ключевых направлений сотрудничества в рамках платформы «БРИКС плюс» является реализация программ в области сокращения бедности и поддержки предпринимательства.

Участие в проектах БРИКС принесло бы стране не только политические, но и экономические выгоды – такое мнение выразил директор ИСАА МГУ профессор Алексей Маслов: «Для Узбекистана… важен банк БРИКС, который позволяет получать хорошие финансы на льготных условиях» и «даёт возможность получать инвестиции под создание транснациональных магистралей, на инфраструктурные проекты, в том числе строительство дорог. Это может помочь экспорту узбекистанской продукции в другие страны». Для активно развивающейся республики интересными были бы крупные проекты по переподготовке кадров, торговому и культурному обмену, а также «возможность присоединиться к расчетно-кассовым мероприятиям, которые удешевляют стоимость каждой сделки» – разумеется, в случае практической реализации идеи о совместной расчётной валюте.

Как известно, любое взаимодействие – дорога с двусторонним движением, и здесь нельзя не сказать об имеющихся проблемах и «подводных камнях», обусловленных деструктивной политикой коллективного Запада и способных негативно сказаться на эффективности сотрудничества в рамках «БРИКС плюс» и не только там. В частности, с конца июля прекращено обслуживание всеми 14-ю банками Узбекистана российской платежной системы «Юнистрим», подпавшей под санкции США и Канады. Кроме того, в связи с планируемым ростом доходов Узбекистана от иностранного туризма, Ш. Мирзиёев допустил полный отказ от возделывания хлопка, до 60 % совокупного экспорта которого традиционно приходится на Российскую Федерацию. «…Даже в годы, когда всех насильно мобилизовывали на хлопок в палящую жару и трескучий мороз, экспорт узбекского хлопковолокна не превышал $1 млрд. В настоящее время доходы от туризма превышают этот рубеж. Если мы увеличим их, к примеру, в три-четыре раза, хлопок можем не сажать», – так он аргументировал имеющиеся планы жителям Самаркандской области, и, судя по ударным темпам развития туристической инфраструктуры, относятся в Ташкенте к этому вопросу всерьёз. На средства инвесторов из Турции, КНР, Японии, Германии и других государств в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, в других регионах страны построено или возводится множество гостиниц и сопутствующих объектов, прокладываются туристические маршруты, модернизируются дороги и т.д. Согласно действующей государственной программе стимулирования иностранного туризма, доходы от него к 2030 году должны достигнуть 5 млрд. долл. в год.

Случайно или нет, но ещё год назад, комментируя дефицит «белого золота» в России, госсекретарь США Блинкен год назад злорадно заявлял, что в то время как мир переживёт без российских энергоносителей, сама Россия, дескать не обойдётся без импортного хлопка. Не планируя увеличивать экспорт этого сырья в РФ, Узбекистан возобновляет поставки хлопка за океан (в марте 2019 г. – 2023 г. в Америке постепенно отменяли введенное с середины 2010-х эмбарго на ввоз узбекистанского сырца, в производстве которого, согласно американской официальной версии, использовался детский и принудительный труд).

Между тем, о прекращении экспорта «неоколониального сырца» с 2025 года в Ташкенте было официально заявлено ещё пять лет назад. За этот период, благодаря в основном государственным капиталовложениям, в стране введено в действие без малого 350 комплексов по переработке сырца. Если в 2017 году в стране перерабатывалось только 40% собственного сырца, то к настоящему времени этот показатель превышает 90%. Соответственно, производство готовой продукции лёгкой промышленности увеличилось в 5 раз, экспорт вырос вчетверо, составив в прошлом году около 3 млрд. долл. В текущем году этот показатель планируется увеличить на треть, причем около трети экспорта продукции лёгкой промышленности Узбекистана приходится на Россию.

Поставки же сырца / хлопоковолкна из Узбекистана в РФ с 2018 г. сокращаются, что в прошлом году привело на грань остановки многие российские текстильные предприятия, на что обратили внимание в профильной российской ассоциации (СОЮЗЛЕГПРОМ). В письме на имя министра промышленности и торговли РФ говорилось о риске «…остановки хлопкопрядильных фабрик, и, по цепочке, ткацких и трикотажных производств с очевидными экономическими и социальными последствиями», при том, что «на сегодняшний день прядение хлопка сохранилось на немногих предприятиях в РФ». Более того: стали прорабатываться варианты поставок даже с Кубы (небольшие объемы восточно-кубинского хлопка периодически поставлялись в РСФСР в конце 60-х – начале 80-х годов). В то же время «турецкие и иранские компании нарастили закупки волокна в хлопкосеющих странах СНГ» – таким образом, на эти страны «анти-сырьевые» планы не распространяются. Здесь надо заметить, что продвигаемая несколько лет Анкарой долгосрочная интеграция хлопковой отрасли (и лёгкой промышленности в целом) тюркоязычных стран вполне вписывается в более широкие планы под эгидой Организации тюркских государств.

Если в 2020 году импорт сырца в РФ составил около 250 тыс. тонн, через два года он сократился более чем наполовину – в том числе оттого, что примеру Узбекистана, сокращающего поставки хлопка в Россию, следует и Казахстан (к слову, подавший заявку на вступление в БРИКС), где от выращивания хлопка планируют полностью отказаться уже в следующем году. Как можно предположить, произойдёт это не только ввиду нерентабельности и растущей водоёмкости этой отрасли, но и из-за антироссийских санкций Запада. «…Война на Украине побудила бывшие советские республики изменить свои связи с Россией, дав понять, что они не являются клиентами Москвы», – утверждается в концептуальной статье в американском издании Тhe National Interest ещё 30 мая  2022 г., перепечатанной многими местными СМИ и далеко не единственной. Читаем: постсоветские страны «должны срочно найти альтернативные рынки сбыта своей продукции, которые защитят их от надвигающегося экономического коллапса России, а также уберегут от чрезмерной зависимости от Китая… Решение о снятии бойкота против узбекского хлопка принято как раз вовремя, чтобы страна вышла на мировые рынки текстильных изделий», ибо последствия санкций против РФ «стали ощутимыми и в Центральной Азии. Россия по-прежнему является основным торговым партнёром Узбекистана и крупнейшим импортером узбекского хлопка. Но с учетом того, что ее финансовая система будет парализована санкциями, растущей инфляцией, торговля России с Узбекистаном также изменится». А для поощрения этого курса «Вашингтону следует рассмотреть «вопрос о принятии политики поддержки и ускорения процесса дистанцирования Узбекистана от России».

Пока все эти и многие другие проблемы по большей части остаются вне повестки евразийских интеграционных объединений, где бодро рапортуют о растущей торговле, не вдаваясь в проблемные моменты. Ответ на вопрос о том, удастся ли подойти к заинтересованному обсуждению имеющихся вызовов в рамках форматов, подобных «БРИКС плюс», остаётся открытым. Вероятно, более тесное и разноуровневое взаимодействие в рамках БРИКС поможет наладить и укрепить схемы сотрудничества, неподвластные колониалистам XXI века…