24 августа в Йоханнесбурге (ЮАР) завершилась XV встреча в верхах группы БРИКС. В соответствии с центральным вопросом повестки встречи шесть стран – Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – были приглашены к полноправному участию в группе. В результате расширения число участников БРИКС увеличится до одиннадцати при сохранении прежнего названия.
Помимо расширения БРИКС, в центре внимания участников встречи было снижение зависимости от доллара США.
В завершении своей работы лидеры БРИКС приняли Йоханнесбургскую декларацию.
Состоявшееся расширение БРИКС за счёт новых крупных и влиятельных в своих регионах стран, а также очередь из желающих присоединиться к объединению свидетельствуют о росте влияния группы в мире. На данный момент заявки на участие в БРИКС официально подали 23 страны, что в различных механизмах многостороннего сотрудничества является весьма редким случаем.
Судя по ряду признаков, ещё накануне встречи внутри БРИКС наличествовали некоторые разногласия, которые её участникам предстояло решить. В частности, высказывалось мнение о том, что Россия и Китай поддерживали расширение объединения, в то время как Индия, Бразилия и ЮАР высказывали некоторые сомнения.
Однако победила решимость членов БРИКС, а также, приглашённых к участию в работе «пятёрки» развивающихся стран преодолеть разногласия в интересах сотрудничества. В реальности лидеры Индии, Бразилии и Южной Африки в ходе встречи в верхах однозначно выразили «полную поддержку» расширению.
Шесть новых членов, которых пригласили присоединиться, представляют Азию, Африку и Латинскую Америку. Все они являются региональными странами с определённым масштабом и значительным влиянием. С их участием представительность и влияние механизма сотрудничества БРИКС еще больше возрастут, что сделает группу одной из крупнейших представительных организаций для развивающихся рынков и развивающихся стран, принимающих активное участие в мировом управлении.
На фоне общего успеха в расширении БРИКС некоторые вопросы возникают в отношении окончательного решения властей Аргентины. Присоединение этой латиноамериканской страны к БРИКС должно быть одобрено обеими палатами парламента в Буэнос-Айресе, в котором правящие силы большинством не располагают. Кроме того, на предстоящих вскоре в Аргентине президентских выборах главные соперники действующего президента, а именно Милей и Буллрич, присоединение к БРИКС не поддерживают.
Китайские эксперты отмечают, что дедолларизация стала вторым крупным вопросом повестки встречи, особенно после того, как Президент России В.В. Путин в своём выступлении в ходе встречи раскритиковал западные санкции, заявив, что «дедолларизация» является «необратимым» процессом и «набирает обороты».
В этом смысле особое значение для более справедливого мирового финансово-экономического устройства, а, следовательно, и для более благоприятного развития незападного мира имеет присоединение к БРИКС крупнейших нефтедобывающих стран Персидского залива – Саудовской Аравии, Ирана и ОАЭ. Сейчас четыре страны (наряду с Россией), на которые приходится едва ли не больше половины мировой добычи нефти, сосредоточены в группе БРИКС.
Россия уже торгует нефтью с иными странами в национальных валютах, а Королевство Саудовская Аравия (КСА) и ОАЭ находятся в процессе активного перехода к такой торговле. Иран уже продаёт значительное количество нефти, используя валюты, отличные от доллара США. Постепенно увеличивается доля юаневых расчётов в торговле КСА и Ирана с Китаем, являющимся крупнейшим потребителем углеводородного сырья. В результате, укрепляются механизмы бездолларовых расчётов БРИКС в рамках международных финансовых и банковских структур группы, которые становятся привлекательными и для иных незападных стран, чьё развитие искусственно сдерживается коллективным Западом.
По сообщению президента ЮАР С. Рамофосы, лидеры государств БРИКС поручили министерствам финансов и центральным банкам своих стран рассмотреть возможность запуска платёжных инструментов и платформ, основанных на национальных валютах. Кроме того, согласно Декларации, лидеры подчеркнули необходимость поощрения использования местных валют в международной торговле и финансовых операциях между странами БРИКС и их торговыми партнёрами, а также важность укрепления корреспондентских банковских сетей между странами БРИКС для обеспечения расчётов в местных валютах.
Эксперты из стран БРИКС также полагают, что, когда крупные производители нефти, такие как Саудовская Аравия и Иран, присоединятся к БРИКС, торговля нефтью легко «подвергнется дедолларизации». «Нельзя позволять США использовать доллар для оказания давления на другие страны», – приводит мнение вице-президента Тегеранского университета профессора Мохаммада Маранди официальная китайская англоязычная Global Times.
Вместе с тем процесс дедолларизации хотя и необратим, но длителен и находится в самом начале. Министр нефти и газа Индии заявил, что международные платёжные системы «существуют уже долгое время», вытеснить доллар «не так-то просто» и «доллар США останется предпочтительной валютой для сделок на международных нефтяных рынках».
Тем не менее в целом экономический вес объединения растёт. Так, президент Бразилии Луис Инасиу Лулу да Силва сообщил, что в результате расширения БРИКС совокупный ВВП объединения вырастет до 36% мирового ВВП в пересчёте по паритету покупательной способности, а в расширившемся БРИКС будут проживать 46% населения мира. Количественный рост группы держав с формирующимся рынком повысит их мировой вес, как и влияние незападного мира в целом, и поможет противостоять геополитическому диктату G7.
Некоторой проблемой в работе «пятёрки» были некоторые разногласия в двусторонних китайско-индийских отношениях, которые могли препятствовать выработке единой позиции по важным вопросам повестки встречи. Успешное взаимодействие связки «Китай – Индия» в рамках механизма принятия решений в БРИКС не без основания рассматривается китайскими экспертами как один из ключевых факторов эффективной деятельности группы.
Итоги прошедшей встречи в верхах показали, что и эта проблема была успешно решена. Как подчёркивают китайские эксперты, Китай и Индия «не сыграли по сценарию, подготовленному Западом, чтобы противодействовать или препятствовать друг другу». Две страны «показали стратегическую широту, ища точки соприкосновения при сохранении различий и вместе выстраивая совместное и взаимовыгодное партнёрство».
Свидетельством преодоления имевшихся разногласий стало принятие участниками встречи в верхах Йоханнесбургской декларации. В ней все 11 участников подтвердили приверженность стран взаимному уважению, суверенному равенству, открытости, инклюзивности, укреплению сотрудничества и согласию, т. е. тому, что и составляет дух БРИКС.
Как нетрудно заметить, эти принципы противоречат установкам коллективного Запада, нацеленным на сохранение контролируемой и манипулируемой неоколониальной системы ценой войн, разрушения целых государств, попустительства неонацизму и терроризму и за счёт неравноправных торгово-экономических отношений, о чём говорил в ходе дискуссий Президент России Владимир Путин.
БРИКС предстоит пройти ещё длительный путь, чтобы превратиться в силу, способную на равных конкурировать с G-7, пытающейся удержать мировую гегемонию. Прежде всего, это касается технологической независимости и идеологического единства. Пока достаточно того, что страны БРИКС объединяет стремление к равноправному суверенному развитию, которое бы не сдерживалось Западом. По мере экономического укрепления в рамках объединения придётся вырабатывать новые механизмы мирового управления на замену существующим прозападным и подкреплять их работу соответствующим ценностным, идеологическим обоснованием.
По мнению китайских экспертов, по мере дальнейшего присоединения к БРИКС развивающихся стран-единомышленников будет формироваться более влиятельная коллективная сила, способная более настойчиво выражать интересы незападных стран, направляя мир к многополярности и справедливому управлению.