16 сентября представители переходных военных правительств Мали, Буркина-Фасо и Нигер подписали в городе Бамако хартию о создании Альянса государств Сахеля (Alliance des États du Sahel, AEC) – организации региональной коллективной обороны, открытую для присоединения других стран региона, т. е. стран бывшей «французской» Западной Африки. C соответствующим заявлением выступил глава переходного правительства Мали полковник Ассими Гоита. Министерство иностранных дел африканского государства опубликовало текст документа, известного как хартия «Липтако-Гурма» (по названию исторического региона на стыке трёх стран, где до недавнего времени плотно сидели французы под предлогом «борьбы с терроризмом»).
Согласно шестому пункту документа, «любое посягательство на суверенитет или территориальную целостность одной или нескольких сторон будет считаться нападением на другие» и потребует помощи всех стран-участниц договора, включая применение военной силы. Таким образом, в хартии фактически воспроизводятся формулировки статьи 5 устава НАТО, что означает создание едва ли не впервые в истории Африканского континента военно-политического блока, нацеленного на противодействие неоколониализму бывшей метрополии и Запада в целом.
«Я подписал с главами государств Буркина-Фасо и Нигера хартию "Липтако-Гурма", учреждающую Альянс государств Сахеля с целью создания архитектуры коллективной обороны и взаимной помощи в регионе на благо нашего населения», – рассказал малийский лидер. Напомним, ликвидация марионеточных профранцузских режимов в Нигере (в конце июля) и в Габоне (в начале сентября) вызвала весьма нервную реакцию со стороны бывшей метрополии и некоторых её особо рьяных местных сторонников, вплоть до угроз интервенции в Нигер под ширмой экономического объединения ЭКОВАС.
Впрочем, угрозы эти пока что не реализованы, причиной чему – неблагоприятная внешняя среда для потенциальных интервентов, против которых вполне однозначно высказывались Алжир, Турция и некоторые другие государства. Учитывая, что решение о создании Альянса государств Сахеля было принято в контексте переговоров, которые проходили между делегацией Министерства обороны РФ во главе с заместителем Сергея Шойгу Юнус-Беком Евкуровым в Мали, Буркина-Фасо и в Нигере, этот шаг можно считать асимметричным ответом России на враждебные действия со стороны коллективного Запада. 16 сентября Евкуров встретился в Бамако с президентом Мали Ассими Гоитой, а также с министрами обороны Мали Садио Камару и Нигера Салифой Моди, а незадолго до того состоялись отдельные встречи представителей российского военного ведомства с коллегами из Буркина-Фасо и Нигера, также носившие закрытый характер.
Можно с уверенностью предположить, что создание Альянса государств Сахеля способно привести к изменениям и в других странах региона – бывших колониях Франции, где её военные базы пока что сохраняются в Сенегале, Кот-д`Ивуаре и Чаде. Напомним, в конце августа – начале сентября в Дакаре и во многих районах Сенегала имели место массовые антифранцузские выступления.
К началу 2023 г. военные базы Франции уже были выдворены из Мали и Буркина-Фасо и из Центрально-Африканской Республики, где патриотические силы пришли к власти ранее. В Нигере такие базы пока сохраняются, однако «Национальный совет по защите Родины» настаивает на их удалении в обозримые сроки. По имеющейся информации, к Альянсу государств Сахеля «присматриваются» Алжир, Гвинея, Мавритания и ЦАР, которые могут стать его ассоциированными участниками. По мнению некоторых французских экспертов, что инициировали этот блок РФ и КНР, так как китайские военные делегации также недавно были замечены в некоторых государствах региона.
В качестве ответного хода Парижа, колониальное господство которого в регионе, как видим, заметно шатается, эксперты не исключают инициативу по сколачиванию альтернативного сахельскому «Варшавскому договору» альянса. Среди его гипотетических участников упоминаются Сенегал, Кот-д`Ивуар с их профранцузскими (пока?) властями, а также Того, Бенин и Чад. В то же время с учётом реальных тенденций в Западной Африке Париж едва ли решится на какие-либо активные действия с очевидным риском потерять ещё и эти пять стран, развитие событий в которых вполне может пойти по пути ЦАР, Мали, Нигера или Габона.
По предварительным данным, к Сахельскому договору может в ближайшее время подключиться и Гвинея, у власти в которой около десяти лет находится не слишком дружественный Парижу режим. В этом случае открывается перспектива беспрепятственного регулярного железнодорожного и автомобильного транзита российских военно-технических грузов участникам Альянса государств Сахеля. (1)
Кроме того, учреждение в регионе прочного военно-политического союза едва ли позволит реализовать давний проект Брюсселя по прокладке Транссахарского газопровода из Нигерии через Нигер и / или Мали, Алжир или Тунис, сооружение которого намечалось начать в текущем году.
В своё время ливийский лидер Муаммар Каддафи (а ранее – президент Египта Гамаль Абдель Насер) предлагали подумать о формировании африканского аналога Организации Варшавского договора с участием Ливии, Судана, Чада, Алжира и Мавритании неоднократно предлагал Муаммар Каддафи. Аналогичные идеи применительно к Африканскому Рогу высказывались в первой половине 1970-х годов сомалийским лидером М. С. Барре, а позже в контексте Западной Африки – главой Ганы (в 1957-66 гг.) Кв. Нкрума и «просоветским» режимом М. Кереку в Бенине (бывшая французская Дагомея). На тот период Запад совместно с враждебным Москве режимом Мао Цзэдуна небезуспешно пытался нивелировать все эти проекты и идеи, однако сегодня геополитические реалии меняются уже на новом витке истории.
Французы в Мали (регион Липтако-Гурмы), 2019 г.
Ещё в 2020 году и Мали, и Буркина-Фасо, и Нигер сложно было представить свободными от удушающих «объятий» французской неоколониальной империи, однако сегодня они вполне уверенно, при содействии Москвы, формируют антиимпериалистический военный блок. По мнению ведущего сотрудника Центра исследований российско-африканских отношений и внешней политики Института Африки РАН, бывшего посла в Мали, Буркина-Фасо и Нигере Евгения Корендясова, процесс крушения неоколониалистской структуры неизбежен, являясь «ростом национального самосознания африканских стран и увеличением их потенциала по защите суверенитета и права определять свою судьбу». В настоящее время ни одна из бывших колоний не хочет оставаться под влиянием Европы и США, однако некоторые из них всё ещё тесно связаны со странами Запада экономически, а иногда и политически. Соответственно, «перед этими странами стоит проблема обеспечения процессов создания собственной экономики, чтобы обеспечить свои страны. Им необходимо ослабить узы зависимости от западных стран, которые сформировались ещё с колониальных времён и сохраняются все последние 30 лет неоколониального режима».
Реализуемая по разным направлениям африканская стратегия России нацелена на дезорганизацию (ценой относительно скромных затрат) потерявших адекватность реалиям XXI века геополитических построений Запада с выходом на кардинальную перестройку региональной системы безопасности и на перспективные форматы взаимовыгодного двустороннего и многостороннего взаимодействия.
Примечание
(1) Нелишне напомнить, что ещё в начале 1960-х годов, вскоре после выхода Гвинеи из состава «Французской Западной Африки» (1958), Москва и Конакри договорились о создании в этой стране на западной оконечности Африки базы ВМФ СССР. Такая база функционировала в Гвинее во второй половине 1960-х – середине 1980-х гг., в период руководства этой страной созданной по образцу КПСС массовой национально-демократической «Партии – государства Гвинеи».