В условиях растущей конфронтации с Западом после государственного переворота на Украине в 2014 г. и особенно после начала специальной военной операции на Украине «поворот на Восток» – во многом безальтернативный для России долгосрочный инструмент минимизации внешних рисков. Стратегия Москвы по активному развитию экономических взаимосвязей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона ориентирована прежде всего на Китай, Индию, государства Индокитая и Восточной Азии в целом. Вместе с тем порою создаётся впечатление, что обширный регион – Океания (совокупное название крупнейшего в мире скопления в несколько тысяч островов в центральной и западной частях Тихого океана) – пока остаётся в рамках этой стратегии в лучшем случае на вторых ролях. В этой связи в научных и экспертных кругах периодически обсуждается идея проработки и проведения Первого межгосударственного экономического форума «Россия – Океания», по аналогии с институционализацией российско-африканских связей, уже приведшей, прямо или косвенно, к серьёзным геополитическим сдвигам на Чёрном континенте.
Политико-географически Океания включает более 20 государств и заморских владений Франции и Новой Зеландии (1), большинство из которых официально или фактически дистанцируются от антироссийских санкций коллективного Запада, в том числе со стороны вышеупомянутых метрополий. Не в последнюю очередь это обусловлено стремлением оставить некоторые «форточки» для сохранения экономических связей с Россией. Более того, некоторые государства и территории Океании так или иначе вовлечены в реэкспорт («параллельный» импорт) в Россию, что способствует более тесному экономическому взаимодействию.
К примеру, наиболее влиятельное и экономически наиболее развитое государство Океании, а именно Папуа – Новая Гвинея (ПНГ), по-прежнему отказывается от участия в антироссийских санкциях, являясь растущим производителем и экспортером СПГ в государства Восточной Азии. С учётом растущей роли РФ в экспорте СПГ в Восточную Азию данное обстоятельство предопределяет востребованность активного партнёрства между РФ и ПНГ, особенно в газо-экспортной политике.
Среди крупнейших поставщиков СПГ в Китай в 2022 г. – Малайзия и Бруней (7,5 млн. тонн на 6,8 млрд долл.), Индонезия (3,7 млн. т на 3,1 млрд долл.), Папуа – Новая Гвинея (2,5 млн. т на 2 млрд долл.), опередив США (2,1 млн т. на 2,2 млрд долл.). Аналогичные пропорции этих поставок пока сохраняются в текущем году.
Напомним, что у Папуа – Новой Гвинеи традиционно складывались сложные отношения с Индонезией из-за политики Джакарты в Западном (бывшем голландском) Папуа. Кроме того, подпитываемые извне сепаратисты не оставляют попыток отделить от ПНГ примыкающий крупный остров Бугенвиль с его весомыми запасами руд многих цветных металлов, золота, платины, графита, марганца. В Порте-Морсби небезосновательно полагают, что тамошним сепаратистам потворствуют и в Евросоюзе.
Доля в совокупном ВВП стран и территорий Океании | (%, за 2018-22 гг.) |
Новая Зеландия и её протектораты | 58 |
Папуа-Новая Гвинея | 12 |
Микронезия, Маршалловые острова, Палау (протектораты США), Восточное Самоа (территория США) | 6 |
Территории Франции (Полинезия, Новая Каледония, Уоллис-Футуна) | 8 |
Оценки Форума островов Тихого океана
Будучи ассоциированным членом с АСЕАН и участвуя в мероприятиях АТЭС, ПНГ официально выражает понимание причин российской СВО на Украине, что оказывает влияние на соответствующую позицию большинства государств и территорий Океании.
Однако на проходившем во Владивостоке Восточном экономическом форуме посланцев ПНГ и других океанических островных территорий замечено не было. К сожалению, пока не полностью реализована рекомендация межгосударственного форума «Россия – Папуа – Новая Гвинея», прошедшего в мае 2021 г. в Санкт-Петербурге: «…сторонам еще только предстоит раскрыть потенциал развития двусторонних торговых отношений, однако уже сейчас Россия и Папуа-Новая Гвинея могут подписать меморандум о взаимопонимании по вопросам торговли и инвестиций, равно как и соглашение о взаимной отмене виз (подписано в конце 2021 г. – Прим. Ред.), что будет способствовать налаживанию деловых связей между двумя государствами».
После августовских событий на Кавказе Вануату, Тувалу и Науру заявляли о признании Южной Осетии и Абхазии, что считалось успехом российской дипломатии. Объективные предпосылки для сближения имеются и с разделённым вот уже более века островом Самоа в центральной части Тихого океана, восточная часть которого остаётся под колониальным управлением США. Получившее в 1962 г. независимость от Новой Зеландии Государство Западное Самоа периодически пытается организовать в ООН слушания по статусу де-факто оккупированной восточной части острова.
Заседают министры иностранных дел участников Форума островов Тихого океана
Как мы писали ранее, многие государства и заморские территории Океании лишены торговых преференций в РФ-ЕАЭС с 2021-22 годов, и в этой связи нетрудно предвидеть, что в силу очевидных политико-экономических факторов они вполне могут поддаться прессингу Запада в вопросе присоединения к антироссийским санкциям, что будет иметь негативные последствия. Не стоит забывать, что во всех странах региона, включая ПНГ и новозеландские протектораты, традиционно регистрируются суда под «удобными» флагами: в общемировом флоте таких судов доля Океании превышает 20%. Данное обстоятельство имеет немаловажное значение для реализации задач экспортно-импортных операций с участием российских предприятий и компаний.
Развитие сотрудничества РФ и ЕАЭС со странами Океании стимулируется и тем, что, помимо ПНГ, ни одна страна региона не входит в форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, что обусловлено сугубо политическими причинами. США и их основные союзники в регионе не уверены в прозападной позиции океанических государств, блокируя их присоединение к региональному сообществу государств с береговыми линиями у Тихого океана.
Тихоокеанский французский франк
Как представляется, одной из задач предполагаемого российско-«океанического» форума могла бы стать проработка идеи создания «малого» аналога БРИКС с участием России / ЕАЭС и большинства государств Океании и с учётом усиливающегося противоборства в этом регионе в «треугольнике» США – Китай – Индия. В качестве же первого шага в таком проекте было бы целесообразным восстановление торговых преференций для большинства стран и территорий Океании. Ещё в 1971 г. по инициативе ПНГ, Новой Зеландии, Самоа и Фиджи был учреждён межгосударственный «Форум южно-тихоокеанских островов» (с 2000 г. межправительственный «Форум островов Тихого океана»), сходный по своему функционалу с АСЕАН и Евросоюзом. Его участники – Австралия, Новая Зеландия с её протекторатами (острова Ниуэ, Кука, Токелау), ПНГ, Вануату, Самоа, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу и Фиджи. С 2006 года ассоциированными членами Форума стали тихоокеанские территории Франции: Новая Каледония, Полинезия, Уоллис-Футтуна, де-факто не участвующие (как и протектораты Новой Зеландии) в антироссийских санкциях и пользующиеся собственной «французской» валютой (региональный франк).
Интересно, что не без влияния Франции, ПНГ, Новой Зеландии и Самоа в 2021 г. из состава Форума были выведены бывшие колонии США, остающиеся их протекторатами и офшорными зонами, а именно Федеративные штаты Микронезии, республики Палау и Маршалловых островов. Остаются без внимания также периодические заявки на постоянное членство в Форуме или ассоциацию с ним со стороны последней британской территории на Тихом океане (острова Питкерн). 25-26 сентября Джо Байден организует в Белом доме саммит лидеров Форума, нацеленный, как пишет Reuters, на коллективное противодействие Китаю. В сентябре 2022 г. в ходе саммита с участием 14 тихоокеанских лидеров в Госдепартаменте Сонный Джо проталкивал соглашение о «партнёрстве», призванное подорвать влияние Пекина и способствовать утверждению Вашингтоном своей гегемонии, прямо заявив собравшимся: «Откровенно говоря, безопасность Америки и всего мира зависит от вашей безопасности и безопасности тихоокеанских островов».
Аналогичные мероприятия разного уровня – обычная политическая практика Китая, Австралии, Японии, Индии, Франции и даже Израиля… С учётом всего этого активизация политико-экономического взаимодействия России со странами и территориями Океании в рамках того же «Восточного экономического форума» или на более высоком уровне – безусловное веление времени.
Примечание
(1) Неучастие в блоке AUKUS Новой Зеландии привело к тому, что остальные ориентирующиеся на Веллингтон страны Океании под разными предлогами остались вне этого блока. Несмотря на давление из Канберры, бывшая австралийская колония Папуа – Новая Гвинея, наиболее значимая страна региона также отказалась от участия в AUKUS, который так и не стал региональным альянсом.