В научных и экспертных кругах периодически обсуждается идея проработки и проведения Первого межгосударственного экономического форума «Россия – Океания»

Россия – Океания: нереализованный потенциал взаимовыгодного диалога

Межгосударственный форум «Россия – Океания» – как перспективный проект

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В условиях растущей конфронтации с Западом после государственного переворота на Украине в 2014 г. и особенно после начала специальной военной операции на Украине «поворот на Восток» – во многом безальтернативный для России долгосрочный инструмент минимизации внешних рисков. Стратегия Москвы по активному развитию экономических взаимосвязей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона ориентирована прежде всего на Китай, Индию, государства Индокитая и Восточной Азии в целом. Вместе с тем порою создаётся впечатление, что обширный регион – Океания (совокупное название крупнейшего в мире скопления в несколько тысяч островов в центральной и западной частях Тихого океана) – пока остаётся в рамках этой стратегии в лучшем случае на вторых ролях. В этой связи в научных и экспертных кругах периодически обсуждается идея проработки и проведения Первого межгосударственного экономического форума «Россия – Океания», по аналогии с институционализацией российско-африканских связей, уже приведшей, прямо или косвенно, к серьёзным геополитическим сдвигам на Чёрном континенте.

Политико-географически Океания включает более 20 государств и заморских владений Франции и Новой Зеландии (1), большинство из которых официально или фактически дистанцируются от антироссийских санкций коллективного Запада, в том числе со стороны вышеупомянутых метрополий. Не в последнюю очередь это обусловлено стремлением оставить некоторые «форточки» для сохранения экономических связей с Россией. Более того, некоторые государства и территории Океании так или иначе вовлечены в реэкспорт («параллельный» импорт) в Россию, что способствует более тесному экономическому взаимодействию.

К примеру, наиболее влиятельное и экономически наиболее развитое государство Океании, а именно Папуа – Новая Гвинея (ПНГ), по-прежнему отказывается от участия в антироссийских санкциях, являясь растущим производителем и экспортером СПГ в государства Восточной Азии. С учётом растущей роли РФ в экспорте СПГ в Восточную Азию данное обстоятельство предопределяет востребованность активного партнёрства между РФ и ПНГ, особенно в газо-экспортной политике.

Среди крупнейших поставщиков СПГ в Китай в 2022 г. – Малайзия и Бруней (7,5 млн. тонн на 6,8 млрд долл.), Индонезия (3,7 млн. т на 3,1 млрд долл.), Папуа – Новая Гвинея (2,5 млн. т на 2 млрд долл.), опередив США (2,1 млн т. на 2,2 млрд долл.). Аналогичные пропорции этих поставок пока сохраняются в текущем году.

Напомним, что у Папуа – Новой Гвинеи традиционно складывались сложные отношения с Индонезией из-за политики Джакарты в Западном (бывшем голландском) Папуа. Кроме того, подпитываемые извне сепаратисты не оставляют попыток отделить от ПНГ примыкающий крупный остров Бугенвиль с его весомыми запасами руд многих цветных металлов, золота, платины, графита, марганца. В Порте-Морсби небезосновательно полагают, что тамошним сепаратистам потворствуют и в Евросоюзе. 

Доля в совокупном ВВП стран и территорий Океании

(%, за 2018-22 гг.)

Новая Зеландия и её протектораты

58

Папуа-Новая Гвинея

12

Микронезия, Маршалловые острова, Палау (протектораты США), Восточное Самоа (территория США)

6

Территории Франции (Полинезия, Новая Каледония, Уоллис-Футуна)

8

Оценки Форума островов Тихого океана

Будучи ассоциированным членом с АСЕАН и участвуя в мероприятиях АТЭС, ПНГ официально выражает понимание причин российской СВО на Украине, что оказывает влияние на соответствующую позицию большинства государств и территорий Океании. 

Однако на проходившем во Владивостоке Восточном экономическом форуме посланцев ПНГ и других океанических островных территорий замечено не было. К сожалению, пока не полностью реализована рекомендация межгосударственного форума «Россия – Папуа – Новая Гвинея», прошедшего в мае 2021 г. в Санкт-Петербурге: «…сторонам еще только предстоит раскрыть потенциал развития двусторонних торговых отношений, однако уже сейчас Россия и Папуа-Новая Гвинея могут подписать меморандум о взаимопонимании по вопросам торговли и инвестиций, равно как и соглашение о взаимной отмене виз (подписано в конце 2021 г. – Прим. Ред.), что будет способствовать налаживанию деловых связей между двумя государствами».

После августовских событий на Кавказе Вануату, Тувалу и Науру заявляли о признании Южной Осетии и Абхазии, что считалось успехом российской дипломатии. Объективные предпосылки для сближения имеются и с разделённым вот уже более века островом Самоа в центральной части Тихого океана, восточная часть которого остаётся под колониальным управлением США. Получившее в 1962 г. независимость от Новой Зеландии Государство Западное Самоа периодически пытается организовать в ООН слушания по статусу де-факто оккупированной восточной части острова. 

Заседают министры иностранных дел участников Форума островов Тихого океана

Как мы писали ранее, многие государства и заморские территории Океании лишены торговых преференций в РФ-ЕАЭС с 2021-22 годов, и в этой связи нетрудно предвидеть, что в силу очевидных политико-экономических факторов они вполне могут поддаться прессингу Запада в вопросе присоединения к антироссийским санкциям, что будет иметь негативные последствия. Не стоит забывать, что во всех странах региона, включая ПНГ и новозеландские протектораты, традиционно регистрируются суда под «удобными» флагами: в общемировом флоте таких судов доля Океании превышает 20%. Данное обстоятельство имеет немаловажное значение для реализации задач экспортно-импортных операций с участием российских предприятий и компаний.

Развитие сотрудничества РФ и ЕАЭС со странами Океании стимулируется и тем, что, помимо ПНГ, ни одна страна региона не входит в форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, что обусловлено сугубо политическими причинами. США и их основные союзники в регионе не уверены в прозападной позиции океанических государств, блокируя их присоединение к региональному сообществу государств с береговыми линиями у Тихого океана. 

Тихоокеанский французский франк

Как представляется, одной из задач предполагаемого российско-«океанического» форума могла бы стать проработка идеи создания «малого» аналога БРИКС с участием России / ЕАЭС и большинства государств Океании и с учётом усиливающегося противоборства в этом регионе в «треугольнике» США – Китай – Индия. В качестве же первого шага в таком проекте было бы целесообразным восстановление торговых преференций для большинства стран и территорий Океании. Ещё в 1971 г. по инициативе ПНГ, Новой Зеландии, Самоа и Фиджи был учреждён межгосударственный «Форум южно-тихоокеанских островов» (с 2000 г. межправительственный «Форум островов Тихого океана»), сходный по своему функционалу с АСЕАН и Евросоюзом. Его участники – Австралия, Новая Зеландия с её протекторатами (острова Ниуэ, Кука, Токелау), ПНГ, Вануату, Самоа, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу и Фиджи. С 2006 года ассоциированными членами Форума стали тихоокеанские территории Франции: Новая Каледония, Полинезия, Уоллис-Футтуна, де-факто не участвующие (как и протектораты Новой Зеландии) в антироссийских санкциях и пользующиеся собственной «французской» валютой (региональный франк). 

Интересно, что не без влияния Франции, ПНГ, Новой Зеландии и Самоа в 2021 г. из состава Форума были выведены бывшие колонии США, остающиеся их протекторатами и офшорными зонами, а именно Федеративные штаты Микронезии, республики Палау и Маршалловых островов. Остаются без внимания также периодические заявки на постоянное членство в Форуме или ассоциацию с ним со стороны последней британской территории на Тихом океане (острова Питкерн). 25-26 сентября Джо Байден организует в Белом доме саммит лидеров Форума, нацеленный, как пишет Reuters, на коллективное противодействие Китаю. В сентябре 2022 г. в ходе саммита с участием 14 тихоокеанских лидеров в Госдепартаменте Сонный Джо проталкивал соглашение о «партнёрстве», призванное подорвать влияние Пекина и способствовать утверждению Вашингтоном своей гегемонии, прямо заявив собравшимся: «Откровенно говоря, безопасность Америки и всего мира зависит от вашей безопасности и безопасности тихоокеанских островов». 

Аналогичные мероприятия разного уровня – обычная политическая практика Китая, Австралии, Японии, Индии, Франции и даже Израиля… С учётом всего этого активизация политико-экономического взаимодействия России со странами и территориями Океании в рамках того же «Восточного экономического форума» или на более высоком уровне – безусловное веление времени. 

Примечание

(1) Неучастие в блоке AUKUS Новой Зеландии привело к тому, что остальные ориентирующиеся на Веллингтон страны Океании под разными предлогами остались вне этого блока. Несмотря на давление из Канберры, бывшая австралийская колония Папуа – Новая Гвинея, наиболее значимая страна региона также отказалась от участия в AUKUS, который так и не стал региональным альянсом.