Стягивание соединений ВМС США в Восточное Средиземноморье продолжается. На данный момент ситуация, по открытым американским источникам, которым можно доверять ровно в той части, в которой скрыть информацию о перемещениях больших кораблей невозможно, выглядит следующим образом:
Авианосная ударная группа во главе с авианосцем USS Gerald R. Ford’s (CVN-78) уже находится на ближних морских подступах к Израилю и Палестине;
Десантная группа «Батаан» в составе больших десантных кораблей USS Bataan (LHD-5) и USS Carter Hall (LSD-50), которые действовали вместе на Ближнем Востоке, покинула Персидский залив в минувшие выходные и по состоянию на понедельник действовала в Оманском заливе;
Ещё один десантный корабль этой же группы USS Mesa Verde (LPD-19) уже находится в Восточном Средиземноморье. В то время как «Батаан» и «Картер Холл» направляются в тот же район через Красное море и Суэцкий канал;
Авианосная ударная группа во главе с авианосцем Dwight D. Eisenhower (CVN-69) покинула ВМБ Норфолк в прошлую субботу и по расчётам этой АУГ потребуется неделя или больше, чтобы добраться до Средиземного моря, а затем потребуется еще несколько дней, чтобы приблизиться к Израилю;
Корабль ВМС США USS Mount Whitney направлен в восточную часть Средиземного моря для «поддержки операций США» на фоне эскалации на Ближнем Востоке. Об этом сообщила пресс-служба Шестого флота американских военно-морских сил. «Корабль <...> Шестого флота США класса Blue Ridge USS Mount Whitney покинул Гаэту, Италия, 18 октября 2023 года для поддержки операций США в восточной части Средиземного моря», – говорится в сообщении, опубликованном на сайте флота.
Как отмечает телеканал Fox News, USS Mount Whitney – самый современный корабль с возможностями «командования, контроля, связи и разведки», являвшийся центром тактического управления в ходе операции США в Ливии в 2011 году;Авианосная ударная группа во главе с авианосцем USS Carl Vinson (CVN-70) без предварительного уведомления покинула свой пункт базирования Норт-Айленд на западном побережье США якобы для несения БС в «индо-тихоокеанском регионе». Однако американские военно-морские источники обращают внимание на необычную скрытность этого развертывания:
«В то время как ВМС США раскрыли информацию о запланированном развертывании "Эйзенхауэра" за несколько дней до его отплытия, ВМС США не объявили о развертывании "Винсона". Когда в четверг его попросили прокомментировать ситуацию, представитель 3-го флота США сделал заявление, подтверждающее, что "Винсон" находится в пути, но не раскрыл статус развертывания авианосца».
Нельзя исключать, что в отношении АУГ USS Carl Vinson (CVN-70) также может быть принято решение о её направлении в регион Ближнего Востока.
Обращает на себя внимание следующая особенность нынешних перемещений американского флота на данном театре военных действий.
Авианосные группы и амфибийные группы США очевидным образом концентрируются в Восточном Средиземноморье. Официальные разъяснения Вашингтона сводятся к тому, что такое развёртывание флота является «предостережением», то есть демонстрационной акцией и психологическим давлением на тех региональных «игроков», которые находятся на грани вступления в большую войну.
Между тем одним из таких «игроков», причём едва ли не самым крупным, является Иран.
При этом в морских акваториях, прилегающих к Ирану, наблюдается в эти дни прямо противоположный процесс. Прибрежные к этой стране покидают последние крупные корабли и соединения ВМС США.
С учётом того, что в американских правящих кругах не скрывают, что именно Иран рассматривается как главный противник в ходе нынешней конфронтации и именно с его возможными действиями в регионе связывается ожидание расширения масштабов войны, такой отток американского флота от иранских берегов выглядит, на первый взгляд, нелогичным.
Однако это только на первый взгляд. На самом деле именно этот факт можно рассматривать как явный признак неизбежности эскалации боевых действий и вовлечения в них крупных региональных держав, в первую очередь Ирана.
Именно в рамках этой логики решение американского командования держать свои авианосцы на максимально возможном удалении от иранского противника выглядит полностью логичным. Тем более что Иран за последние десятилетия достиг такого прогресса в развитии средств вооруженной борьбы на море, что вполне способен если не потопить, то надолго вывести из строя любой американский авианосец в случае его неосторожного приближения к своим берегам.
Реальный авианосец США в прицеле иранского БПЛА
Иранцы активно развивают и средства поражения кораблей вероятного противника. Причем делают ставку прямо противоположную пентагоновской – чтобы было дешево и сердито. Они наплодили практически бесчисленный маломерный флот, состоящий из всевозможных ракетных, торпедных, диверсионных и тому подобных катеров, которых вполне достаточно для того, чтобы пробить дыру в самой изощренной защите американского корабельного ордера. По принципу «кто-нибудь обязательно прорвется».
Ракетные катера Zolfaghar ВМС КСИР (Иран)
И это не просто теория. В ходе своих учений они демонстративно и неоднократно устраивали потопление полноразмерного макета американского авианосца типа «Нимиц».
Таким образом, указанные выше перемещения ВМС США с их явным оттягиванием от берегов Ирана являются своего рода индикатором реальной оценки ситуации со стороны американского военно-политического руководства, которое, очевидно, всерьез считается с возможностью вступления Ирана в войну.
Ровно на то же самое указывает и стягивание в Восточное Средиземноморье военно-морской армады, слишком большой для борьбы только с ХАМАС и «Хезболлой». Ставки куда более крупные.
Нельзя даже исключать, что именно здесь и сейчас Запад намерен взять стратегический реванш за свои поражения и провалы последних лет и развернуть общемировую ситуацию в свою пользу.