В крайне напряженный для всего мирового сообщества момент палестино-израильского конфликта 6 декабря состоялся стремительный визит на Ближний Восток – в Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) и Королевство Саудовская Аравия (КСА) – Президента России В. Путина. Его особый характер подчеркивало и сопровождение Борта №1 четверкой истребителей СУ-35С в полном вооружении, поскольку опасности здесь в виде разного рода боевых летающих объектов подстерегают и в воздухе.
В продолжение этого визита на переговоры в Москву уже 7 декабря был срочно приглашён, по его собственному заявлению, президент Ирана Эбрахим Раиси. Время чрезвычайное, и шаги требуются экстраординарные. По ключевому вопросу – необходимости принятия срочных скоординированных мер для прекращения гуманитарной катастрофы в Газе и справедливому решению палестинского вопроса – позиции участников этого «блиц-турнира» совпали. Группа арабских государств в ООН, например, в настоящее время работает над очередным проектом резолюции СБ ООН, призывающей к немедленному прекращению огня в секторе Газа. Поддержка России ей гарантирована, а ее возможное блокирование Вашингтоном еще дальше отведет его от позиции мирового большинства. Обсуждены и многие другие важные темы, в том числе и по двустороннему сотрудничеству. Турецкая Daily Sabah, в частности, особо выделяет призыв России и КСА к другим членам ОПЕК+ присоединиться к сокращению добычи нефти.
Штаб-квартира ОПЕК
Некоторые западные СМИ, например The New York Times, склонны сводить состоявшиеся контакты президента России к «ее очередным попыткам выхода из международной изоляции», имеющим лишь «символическое значение». А в приеме российского лидера по высшему государственному разряду в обеих странах, невзирая на скоротечность визитов туда, дескать, не было ничего особенного. Но это все самообман. «Изоляция» не состоялась и уже не состоится никогда, потому что она не нужна мировому сообществу и воспринимается многими даже лояльными к США странами как навязанная им обуза. А яркие символы приема В. Путина в ОАЭ и КСА, превосходящие по масштабам почести, оказываемые западным лидерам, ведь возникли не сами по себе, а по воле руководства принимающих стран. Подобные знаки показывают, особенно на Востоке, что важно учесть, реальную степень заинтересованности в развитии отношений с прибывшей стороной.
Российский триколор в небе ОАЭ
И это тоже веяние времени. Разочарование в пассивном поведении Запада в условиях очередного обострения кризиса на Ближнем Востоке среди стран региона нарастает. Мечущийся по нему госсекретарь США Э. Блинкен, фонтанирующий сменяющими друг друга как в калейдоскопе вариантами решения проблемы Газы, в которых, наверное, и сам давно запутался, вызывает у всех лишь недоумение и никакого доверия. Главное, что его идеи категорически не принимает ни та, ни другая сторона.
Очевидно, что в этих условиях ведущие арабские страны ищут новые точки опоры, усматривая в дальнейшем сближении с Россией определенное средство давления на Вашингтон, вынуждающее его занять более жесткую линию по отношению к Израилю. Ну что же, подобное желание вполне понятно и отвечает интересам самой России. «Страны региона всё больше ориентируются на новых союзников, и Запад едва ли способен этому препятствовать», – констатирует британский ресурс UnHerd.
В. Путин и президент ОАЭ Мухаммед бен Заид Аль Нахайян
В Абу-Даби прошли переговоры Владимира Путина с президентом Объединённых Арабских Эмиратов Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном. Занятая руководством ОАЭ позиция по обсуждавшимся вопросам должна стать неприятным сюрпризом для Белого дома, который привык считать эту страну, несмотря на ее некоторое своеволие, все же своим не до конца потерянным «активом». Не секрет, что Эмираты в последние годы оказались для России одним из главных посреднических пунктов в условиях введенной против нее Западом торговой блокады. Оттого так и велик российский товарооборот с ОАЭ – около $10 млрд в год. Вашингтон оказывает на Абу-Даби серьезное давление, требуя, чтобы он «прекратил подрывать международную блокаду» в отношении Москвы. Демонстративно приняв В. Путина максимально парадно, да еще в сопровождении четверки вооруженных российских истребителей, а также подтвердив планы и дальше расширять экономическое сотрудничество с РФ, президент ОАЭ, по сути, выразил свое нежелание выполнять американские требования. Время безоговорочного диктата США на Ближнем Востоке подошло к концу.
В. Путин и Мухаммед бен Сальман Аль Сауд
Во дворце Аль-Ямама – резиденции короля Саудовской Аравии – состоялись переговоры Владимира Путина с Наследным принцем, Председателем Совета министров Королевства Саудовская Аравия, фактическим правителем страны Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом. По их итогам принято совместное заявление, в котором подчеркнуты «исторические и стратегические отношения между двумя дружественными странами, а также пути их развития во всех сферах». Примечательно, что, несмотря на сохраняющуюся зависимость КСА от США в военной сфере, стороны договорились укреплять сотрудничество в области обороны таким образом, чтобы оно было «направлено на поддержку и достижение общих интересов двух стран». Стороны подтвердили «свое стремление укреплять нынешнее сотрудничество и координацию в области безопасности по вопросам, представляющим взаимный интерес, включая борьбу с преступностью во всех ее формах, борьбу с терроризмом и экстремизмом и их финансированием, а также обмен информацией в целях противодействия террористическим организациям, таким образом, чтобы обеспечить безопасность и стабильность в двух странах». Российская сторона высоко оценила проведение КСА совместного арабо-исламского чрезвычайного саммита в Эр-Рияде и принятые на нем резолюции, касающиеся событий, происходящих в Палестине, а также ведущую роль Королевства в реализации резолюций саммита, направленных на начало международных действий по прекращению агрессии против Газы.
Принципиальную важность имело подтвержденное намерение КСА участвовать в развитии глобального транзитного проекта "Север – Юг", продвигаемого Россией и Ираном. Фактически это означает полный провал помпезно представленного ранее в этом году американского альтернативного проекта "Индия – Ближний Восток – Европа", главной заключительной точкой которого должен был стать израильский порт Хайфа. Геополитический смысл этого маршрута состоял в намерении США ограничить доступ к главным мировым путям сразу Китаю и России. Пекин, к примеру, был основным производителем работ по реконструкции глубоководных причалов Хайфы и взамен должен был получить в долговременную аренду один из них по образцу греческого порта Пирей. Американцы этот вариант сорвали в пользу собственного контроля над данной зоной. Но теперь, когда в результате действий Израиля против палестинцев арабы, и прежде всего, КСА явно не настроены в ближайшие годы развивать транзит в его сторону, в просчете оказываются и Вашингтон, и Тель-Авив.
Президент Ирана И. Раиси прибывает в Москву
Сравнительно новым явлением в региональной ситуации, которое тоже должно беспокоить Соединенные Штаты, становится нарастающая консолидация и сближение таких ранее враждебных конфессионально-политических течений региона, как суннизм и шиизм, представленных, прежде всего, Саудовской Аравией и Ираном. Веками насаждаемое Западом между ними противостояние по принципу «разделяй и властвуй» смягчается на глазах. Свою принципиальную роль в нормализации отношений между Эр-Риядом и Тегераном уже сыграл Пекин. Теперь, похоже, за дело взялась и Москва. В совместном заявлении, принятом по итогам визита В. Путина в КСА, в частности, российская сторона «приветствовала возобновление дипломатических отношений между Королевством и Ираном, выразив надежду, что этот шаг будет способствовать укреплению безопасности и стабильности в регионе при сохранении суверенитета стран и невмешательстве в их внутренние дела».
Проведенные в Москве 7 декабря сразу после прилета из КСА переговоры В. Путина с иранским президентом Раиси явно послужили продолжением предыдущих встреч с передачей новому собеседнику пожеланий арабских партнеров. Впрочем, и двусторонняя ирано-российская повестка также довольно обширна.
Переговоры И. Раиси и В. Путина в Москве 7 декабря 2023 г.
В Иране, в частности, уже объявлено о скорых поставках из России новейших образцов военной техники, таких как самолет СУ-35 (типа тех, которые сопровождали В. Путина в ОАЭ и КСА через иранское воздушное пространство), вертолет МИ-28 и учебно-боевой самолет ЯК-130. Взамен Россия и сама получает оттуда крайне нужные ей в условиях СВО изделия. О присутствии данной темы на переговорах говорит и участие в них российского министра обороны С. Шойгу. Повышение уровня взаимной безопасности сторон укрепит стабильность и в регионе. Подтвержден настрой партнеров на скорейшее введение в строй транспортного коридора "Север – Юг", тем более что готовность к участию в нем выразили и недавние собеседники В. Путина в арабской части Персидского залива.
Остается неясным вопрос о том, согласился ли Иран с призывом добровольно сократить поставки нефти на мировой рынок вместе с Россией и КСА в целях установления на нее более благоприятной для поставщиков цены. До сих он от этого воздерживался на том основании, что из-за многолетних санкций Иран и без того долгое время был вынужден сдерживать свою добычу. Ответ на данный вопрос может быть дан в ближайшем будущем.