Социализм с российской спецификой – альтернатива для России

Социализм с российской спецификой – альтернатива для России

Своими успехами КНР демонстрирует преимущества альтернативного либеральному капитализму социально-экономического уклада

Создав высокоэффективную модель экономического и социального развития под названием «социализм с китайской спецификой», КНР вольно или невольно бросила экзистенциальный вызов либерально-демократической модели, хранителем которой являются США. 

Своими успехами КНР демонстрирует возможность существования принципиально иного социально-экономического уклада. Американцы сами признают, что всему миру придется «сделать фундаментальный выбор между демократией и автократией». Ещё 31 марта 2021 года, выступая в Питтсбурге, Джозеф Байден впервые признал, что «в этом заключается соревнование между Америкой и Китаем в остальном мире». Стремясь предотвратить новые успехи китайского социализма, Байден и его команда объявили мобилизацию своих союзников в мире. В этом был смысл «Саммита за демократию», организованного в конце 2021 года. Америка нацеливала свои идеологические и пропагандистские ресурсы именно на основу системы «социализм с китайской спецификой», на Коммунистическую партию. Прошедшее с той поры время показало провал попыток отбросить китайский социализм и сдерживать Китай.

Напротив, продолжает расти привлекательность китайского Пути, идейной основой которого является теория «социализма с китайской спецификой». Эта теория и практика на наших глазах приобретает глобальный и исторический масштаб. Председатель Си Цзиньпин в июле 2021 года заявил:  «На основе продолжения и развития социализма с китайской спецификой… мы сформировали новую китайскую модель модернизации и создали новую форму человеческой цивилизации».

Несколькими днями позже главный коммунист планеты сделал очень важное уточнение: »Не существует общеупотребимой формулы модернизации и страны должны искать оптимальные решения. Со своей стороны, Компартия Китая готова обмениваться и делиться опытом с политическими партиями всех стран…»

В ходе Саммита и других торжеств не прозвучало даже намека на желание повторить опыт Коминтерна и создать нечто вроде «Интернационала социализма с китайской спецификой». В этом главное отличие от американцев с их «Саммитом за демократию». В формуле «социализм с китайской спецификой» слишком много неповторимого за пределами китайской цивилизации, которую называют еще иероглифической и конфуцианской. К этой цивилизации относят не только саму Поднебесную, но также Японию, Вьетнам, Сингапур, Корею, Тайвань. Существующая два с половиной тысячелетия иероглифическо-конфуцианская матрица определила развитие этих стран и регионов. Они то входили в состав Поднебесной, то попадали под влияние других цивилизаций, то обретали возможность двигаться собственным путем. Одни из них первыми вступали на траекторию модернизации и обгоняли Китай, как это сделала Япония. Другие также добивались успеха за счет применения западных технологий и методов управления, как Южная Корея, Сингапур и Вьетнам. Однако для всех этих стран и по сей день характерна общественно-политическая модель, которую можно назвать не только конфуцианской, но еще и авторитарно-социалистической.

Именно конфуцианско-иероглифическая специфика будет мешать китайской модели принять глобальное измерение. Именно она, а также иудейско-христианские основы западной цивилизации станут барьером, на преодоление которого потребуются время и усилия. Зато глобальное значение и применение будет иметь новое прочтение социалистической теории, позволившее Китаю, словами Си Цзиньпина «совершить исторический переход от высокоцентрализованной системы плановой экономики к жизнеспособной системе социалистической рыночной экономики, от частичной либо полной замкнутости к всеобъемлющей открытости».

Вовлекая Китай в антисоветский лагерь с начала 80-х годов, оказывая финансовую, экономическую и военную поддержку новому союзнику, Запад рассчитывал на разрыв связи Китая с социализмом, на «изменение цвета» китайского стяга. Концепция «конструктивного вовлечения» не достигла поставленной цели. Пекин взял на Западе всё необходимое и отбросил всё лишнее. Огонь социализма хранили и оберегали в закрытых от посторонних глаз очагах партийных исследовательских центров, школ и университетов. Когда пришло время, Компартия выпустила пламя наружу. На XIX съезде в 2017 году она громко заявила о решимости «твердо и сознательно помнить изначальную цель и возложенную на нас миссию».

Слухи о кончине мирового социализма «оказались сильно преувеличены». Неосоциализм как государствообразующая Большая идея торжествует в Китае, Вьетнаме, Северной Корее, Лаосе. По нашей планете уже бродит не «призрак коммунизма», о котором писали Маркс и Энгельс, но шагает опробованная на деле новая общественно-политическая модель – социализм с китайской спецификой. Эта модель экономического и общественного устройства может быть применена в других странах как «неосоциализм с национальной спецификой». В нашем случае – русский неосоциализм.

Сейчас Россия стоит перед неотложными и серьёзными реформами общественной и экономической жизни. Навязанная нам после развала Советского Союза либерально-капиталистическая модель оказалась проигрышной. Причём не только в том колониальном варианте, который продвигали западные советники Ельцина и Гайдара. Сама модель исчерпала свой ресурс и обрекает страны Запада на экономический застой и упадок, на извращения в политической и духовной жизни. Ясно, что мы не можем продолжать жить по этим прописям. Но и консенсуса о новой модели развития в российском обществе пока нет. На фоне сохраняющейся «американоцентричности» части СМИ и политической элиты специалисты по Китаю пытаются предложить китайскую модель для обсуждения в качестве одного их вариантов. При этом они отмечают, что у социализма с китайской спецификой налицо своя особость, продиктованная уникальностью цивилизации, историей, языком и даже географией Поднебесной. Но никакой другой действующей и успешной модели развития в современном мире просто нет.

Продвижению идей русского неосоциализма способствуют политические реалии. Россия и Китай вступили в новый этап стратегического партнёрства, который можно назвать «боевое слаживание». После встречи Президента Путина и Председателя Си Цзиньпина в марте нынешнего года этот этап быстро наполняется новым содержанием. Договорённости двух президентов, двух верховных главнокомандующих детализируются в ходе их новых встреч, во время переговоров министров обороны и внутренних дел, руководителей Советов безопасности и иных «силовиков». План экономического взаимодействия конкретизируется во время бесед глав правительств и их заместителей, министров, руководителей государственных концернов и ведущих предпринимателей. Встречаются руководители парламентов, партий, общественных организаций.

Но, всё же, как России, так и Китаю не достаёт еще одной формы «боевого слаживания» – идейной. Мы должны лучше понимать теоретические источники практических действий друг друга. Зная базовые взгляды руководителя страны, фактически ставшей нашим союзником, мы сможем с большей точностью предсказывать его реакцию на международные события, на развитие двустороннего взаимодействия, на наши внутренние события. Такое взаимопонимание в равной степени необходимо Москве и Пекину в условиях холодной войн», развязанной против наших непокорных держав объединённым Западом во главе с Соединёнными Штатами. Западный фронт этой глобальной войны уже протянулся от Финляндии до Турции, а на украинском участке ведутся военные действия. Восточный фронт опирается на Японию, Южную Корею, Тайвань, Филиппины и Австралию. Созданы новые военно-политические объединения AUKUS и QUAD. Китай постоянно провоцируется на повторение украинского сценария и нанесение превентивного удара по сепаратистам в Тайбэе.

В условиях СВО в экономике и общественной жизни России происходят коренные перемены. Резко усиливается плановая, государственная составляющая экономики. Частный сектор также все больше ориентируется на интересы нации и извлекает немалую выгоду от мобилизации. Общество России избавилось от иллюзий о возможности взаимовыгодного партнёрства с Западом. Либерально-капиталистические идеи становятся маргинальными, а интерес к социализму быстро растёт, особенно среди молодёжи. Всё более популярны фильмы и музыка советской эпохи, исследования о Сталине и его стратегии. Опросы общественного мнения показали, что около 50% молодых людей хотели бы жить при социализме. В условиях экономических санкций Запада рынки насыщаются китайскими автомобилями и другими товарами. Их высокое качество меняет устаревшие стереотипы о Поднебесной, стимулирует размышления о причинах «китайского чуда».

По существу, в России растут материальные и духовные предпосылки для постепенного перехода к применению обновленной модели социализма. Среди политических партий России нет социалистической. Но есть «мозговые танки», исследовательские группы и аналитические центры, работающие над идеей русского неосоциализма. Думаю, эта альтернатива скоро будет весьма востребована в России.

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться