Национальный центр статистики образования (NCES) США провел исследование оценок по чтению и математике 13-летних школьников с октября по декабрь 2022–23 учебного года. Средние баллы 13-летних детей снизились на 4 балла по чтению и на 9 баллов по математике по сравнению с предыдущей оценкой, проводившейся в 2019–20 учебном году. По сравнению с 22012 годом средний балл снизился на 7 баллов по чтению и на 14 баллов по математике.
По сравнению с 2020 годом показатели и чтения, и математики (кроме «отличников») снижаются по всем процентилям; причем в верхних процентилях («отличники и хорошисты») снижение не столь сокрушительное, как в нижних (например, в математике снижение варьировалось от 6–8 баллов для учащихся со средним и высоким уровнем успеваемости до 12–14 баллов для учащихся с более низкими показателями успеваемости).
Наименьшее обрушение баллов у детей белых родителей (например, по математике – 6, у детей испаноязычных семей – 10, чернокожих – 13, индейцев – 20).
Термин «процентиль» (percentile) часто встречается в зарубежных статистических исследованиях. Процентили делят всю выборку на определенные части. Например, пятый процентиль охватывает 5% объема выборки. Если показатель Джона равен пятому процентилю, то это означает, что Джон написал тест лучше, чем 5% студентов. Но если результат Джона равен 90-му процентилю, то это значит, что Иван написал тест лучше, чем 90% студентов.
Процентили нужны для того, чтобы описать большой массив данных одним числом. Это способ сжать историю наблюдений до одного числа. Процентили полезны для понимания того, как общие приросты или потери баллов распределяются среди учащихся.
NAEP сообщает оценки по пяти выбранным процентилям, чтобы показать изменения с течением времени у учащихся с более низкой (10-й и 25-й процентили – двоечники), средней (50-й процентиль - троечники) и более высокой (75-й и 90-й процентили-хорошисты и отличники) успеваемостью. Результаты по чтению в 2023 году для учащихся 13 лет на всех пяти выбранных уровнях процентилей резко снизились по сравнению с 2020 годом. Снижение варьировалось от 3–4 баллов для отличников и хорошистов до 6–7 баллов для двоечников и троечников.
Результаты по математике в 2023 году для учащихся в возрасте 13 лет на всех пяти выбранных уровнях процентилей также резко снизились по сравнению с 2020 годом – от 6–8 баллов для отличников и хорошистов до 12–14 баллов для двоечников и троечников.
В чем же причина снижения успеваемости среди американских школьников? Безусловно, свою роль сыграла пресловутая «пандемия», но главный негативный фактор, по мнению американских ученых, – смартфоны и социальные сети.
Социальный психолог Джонатан Хайдт опубликовал два исследования (второе совместно с Эриком Шмидтом – бывшим гендиректором Google) пагубных последствий для детей и подростков наличия у них смартфонов и пребывания в соцсетях.
Переломным годом стал 2012 год, когда стали падать показатели в учебе и началась эпидемия психических расстройств у детей. Это произошло тогда, когда подростки поменяли свои примитивные сотовые телефоны на смартфоны, оснащенные приложениями для социальных сетей.
Наличие у детей в школе смартфонов резко снижает их внимание к учебе, вредит их общению со сверстниками, разрушает чувство принадлежности к классу и школе. Появляется все больше доказательств того, что социальные сети являются одной из основных причин эпидемии психических заболеваний у детей.
Джонатан Хайдт провел исследование, которое показало, что даже простое наличие смартфона в кармане подрывает умственные способности учащихся.
«Интенсивное использование телефона или социальных сетей может иметь кумулятивный, стойкий и пагубный эффект на способность подростков концентрироваться и работать над собой. Почти половина американских подростков говорят, что они почти постоянно онлайн, и такое непрерывное предоставление небольших удовольствий может привести к устойчивым изменениям в системе вознаграждения мозга, включая сокращение дофаминовых рецепторов. Это смещает общее настроение пользователей в сторону раздражительности и беспокойства при разлуке со своими телефонами, а также снижает их способность сосредотачиваться. Это может быть одной из причин, почему заядлые пользователи телефонов имеют более низкий средний балл… Но смартфоны не просто отвлекают учеников от школьных занятий; они тоже оттягивают их друг от друга. Неудивительно, что люди, которые более зависимы от своих телефонов, также являются наиболее депрессивными и одинокими»,
– пишет Джонатан Хайдт.
Появление чат-ботов с искусственным интеллектом в социальных сетях резко усугубляет ситуацию с расстройством психики у детей и подростков, лишая их понимания реальности и провоцируя агрессию, пишут Джонатан Хайдт и Эрик Шмидт в объемистом докладе.
В 2017 году профессор психологии университета штата Сан Диего Джин Твенж опубликовала в журнале The Atlantic статью Have Smartphones Destroyed A Generation?, в которой доказывала, что смартфоны и соцсести ведут к деградации психики у поколения пост-миллеиналов (тех, кто родился между 1995 и 2010 годами. Другое их название – digital natives (сетевые жители), ведь они пошли в среднюю школу уже со смартфонами.
«Примерно в 2012 году я заметила резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии подростков. Пологие склоны линейных графиков превратились в крутые горы и отвесные скалы…Что произошло в 2012 году, что вызвало такие резкие изменения в поведении?.. Это был именно тот момент, когда доля американцев, владеющих смартфоном, превысила 50 процентов… Представители этого поколения, родившиеся между 1995 и 2012 годами, растут со смартфонами, имеют учетную запись в Instagram* еще до того, как пойдут в среднюю школу, и не помнят времени до появления Интернета.
Появление смартфонов радикально изменило все аспекты жизни подростков, от характера их социальных взаимодействий до их психического здоровья. Эти изменения затронули молодых людей во всех уголках страны и в каждом типе домохозяйств. Тенденции проявляются среди подростков, бедных и богатых; любого этнического происхождения; в городах, пригородах и небольших поселках. Там, где есть вышки сотовой связи, есть подростки, живущие своей жизнью на своих смартфонах.
Однако психологически они более уязвимы, чем миллениалы: уровень подростковой депрессии и самоубийств резко возрос с 2011 года. Двойной рост популярности смартфонов и социальных сетей вызвал землетрясение такой силы, которого мы не видели уже очень долгое время, если вообще когда-либо. Существуют убедительные доказательства того, что устройства, которые мы дали в руки молодым людям, оказывают глубокое влияние на их жизнь и делают их серьезно несчастными»,
– написала Джин Твенж в своей пророческой статье, которую тогда приняли в штыки и отвергли все доводы Джин Твенж.
Джонатан Хайдт недавно напомнил об этом: «Джин подверглась резкой критике со стороны других исследователей, выдвигавших примерно такие версии: 1) с детьми все в порядке, это просто еще одна моральная паника и 2) все это просто совпадения, нет никаких доказательств причинно-следственной связи этих явлений. Но сейчас, спустя шесть лет, уже нет сомнений, что детям сильно хуже, и есть множество причинно-следственных доказательств причастности смартфонов и социальных сетей [к расстройству детской психики]. Джин была права».
Американский нейробиолог Эрик Хоэл описывает происходящее с ребёнком, погруженным в цифровой мир: «…он узнает, что физический мир животных, людей и мест действия – лишь одна из разновидностей мира. Все больше и больше реальный мир существует в виде крошечных прямоугольников – виртуальных "мест действия"… Его мир состоит из пикселей, постов, обновлений, лайков, а его действия – просто клики. Мы спроецировали всю нашу цивилизацию внутрь того, что в конечном счете является крошечным тесным пространством, если смотреть на него ясными глазами ребенка… Исход 21-го века будет очень сильно зависеть от того, смогут ли люди перед лицом великих технологических изменений отвергать наиболее вредные технологические "достижения"».
На сегодняшний день Америка в части деградации детей и подростков, уткнувшихся в свои гаджеты и проводящих долгие часы в соцсетях, впереди планеты всей. Но цифровая зараза прилипчива, а посему и нам следовало бы озаботиться защитой молодого поколения от заморской напасти.