Белоруссия готовится к парламентским выборам

Белоруссия готовится к парламентским выборам

В текущем году должно быть сформировано Всебелорусское народное собрание

В Белоруссии 25 февраля состоятся парламентские выборы, а также выборы в местные советы депутатов. Это первая крупная избирательная кампания, которая пройдет в республике после политического кризиса 2020 года, а также изменения конституции в 2022 г.

Каких-то сюрпризов и новаций от парламентских выборов в Белоруссии ожидать не приходится. Белорусский парламент (Национальное собрание) жестко встроен в систему суперпрезидентского правления и скорее выполняет законодательное обслуживание исполнительной и президентской власти, нежели является самостоятельным политическим центром.

Белорусский парламент является двухпалатным. Прямые выборы проводятся в нижнюю палату – Палату представителей. Ее численность составляют 110 депутатов, которые избираются по мажоритарной системе от одномандатных округов. Верхняя палата – Совет Республики, является палатой территориального представительства. По восемь сенаторов представляют все белорусские области и город Минск. Их избирают местные советы депутатов. Еще восемь человек назначаются в Совет Республики по президентской квоте. Выборы в верхнюю палату белорусского парламента должны пройти 4 апреля.

Особенностью белорусской политической системы является крайняя слабость политических партий. Пожалуй, из всех постсоветских государств Белоруссия обладает наименее развитой партийной системой. Даже парламент, который является традиционным органом партийного представительства, здесь формируется в основном на внепартийной основе. Так, из 110 депутатов Палаты представителей партийную принадлежность имеют лишь около 20 депутатов. Исполнительная вертикаль власти также формируется на внепартийной основе.

Слабость политических партий в Белоруссии является закономерным следствием суперпрезидентского устройства и персоналистского характера власти в республике.

Вместе с тем в ближайшее время роль политических партий в белорусской политической системе может претерпеть определенные изменения. Это связано с конституционной реформой (15 марта 2022 г. была принята новая редакция конституции), а также транзитом власти, который можно ожидать в 10-летнем временном горизонте.

В этой связи закономерным является укрепление политических институтов, которые возьмут на себя основную властную нагрузку после ухода харизматичного авторитарного лидера. Белорусские эксперты характеризуют эту создаваемую систему институтов как «коллективного Лукашенко».

Её основой станет Всебелорусское народное собрание – новый конституционный орган, который должен быть сформирован в 2024 г. В обновленной редакции конституции ВНС характеризуется как «высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие».

Численность ВНС составляет до 1200 человек, туда входят президент, представители всех ветвей власти, местных советов депутатов, гражданского общества. Членство в ВНС также предусмотрено для прекратившего свои полномочия президента. Созываться ВНС будет раз в год (хотя возможны и внеочередные собрания), однако у него имеется постоянно действующий президиум во главе с председателем. Новый орган получит весьма широкие полномочия. ВНС утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину и концепцию национальной безопасности, а также решает вопросы об отправке военнослужащих за пределы Белоруссии, введения военного и чрезвычайного положения. ВНС получит право смещать президента и решать вопрос о легитимности выборов. Помимо этого, ВНС назначает судей и членов Центральной избирательной комиссии. Ранее эти функции принадлежали президенту. Решения ВНС будут носить обязательный характер и «могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов». Механизм избрания ВНС в тексте конституции не прописан, его определил отдельный закон (вступил в силу 7 февраля 2023 г.).

Значительная часть президентских полномочий при этом будет перераспределена в пользу ВНС в лице его председателя и постоянно действующего президиума.

Какую роль в новой архитектуре власти займут политические партии, пока до конца неясно. Однако ряд признаков указывает на возможное усиление роли партий в новой архитектуре политических институтов.

В 2023 г. была проведена процедура перерегистрации политических партий. В результате число зарегистрированных партий сократилось с 15 до 4. Это вполне закономерно, учитывая, что многие из этих партий были фактически мертвыми структурами, не проявлявшими признаков какой-либо активности. Кроме того, это может указывать на попытку создания устойчивой четырёх-партийной системы. В число зарегистрированных партий вошли Коммунистическая партия Беларуси, Республиканская партия труда и справедливости (обе представляют левую часть политического спектра), Либерально-демократическая партия Беларуси (условно правые), а также партия «Белая Русь». Последняя, преобразованная из одноименного республиканского общественного объединения, может претендовать на роль партии власти и позиционирует себя как партию сторонников Лукашенко.

Таким образом, предстоящую избирательную кампанию следует трактовать как подготовительный этап к формированию новой архитектуры власти в условиях политического транзита. На подготовку к транзиту также указывают недавно принятые поправки в закон о Президенте Республики Беларусь, дающие широкие гарантии безопасности и неприкосновенности уходящему главе государства.

Когда и как будет происходить этот транзит, однако, по-прежнему до конца не ясно. Многое будет зависеть от того, как зарекомендует себя новая архитектура власти с распределением полномочий между президентом и председателем президиума ВНС. Весьма вероятно, что обе позиции поначалу будет совмещать А. Лукашенко, таким образом, сохраняя в своих руках всю полноту власти и контроль над политической системой Белоруссии.

Очевидно, что А. Лукашенко останется у власти как минимум на еще один политический цикл (ближайшие президентские выборы должны пройти в 2025 г.). В условиях геополитической нестабильности вокруг Белоруссии устраивать масштабные политические рокировки было бы несвоевременно, особенно когда на Западе спят и видят, как бы встроить Белоруссию в «санитарный кордон» из недружественных России стран от Украины до Прибалтики. Надежды на это там связывают как раз с расшатыванием системы персоналистского правления и устранением фигуры А. Лукашенко.

Осуществление транзита, при котором удалось бы удержать внутри- и внешнеполитический статус-кво без болезненных потрясений и катаклизмов, пожалуй, главная задача для Белоруссии на ближайшее десятилетие.

Статьи по теме