24 января нежелательный в России американский аналитический центр Heritage Foundation опубликовал свой 10-й ежегодный «Индекс военной мощи» (Index of Military Strength) армии США, согласно которому Вооружённые силы США «слабы» и находятся под угрозой неспособности защитить национальные интересы.
«Нынешние Вооруженные силы США подвергаются значительному риску оказаться неспособными удовлетворить потребности одного крупного регионального конфликта, а также участвовать в различных мероприятиях по присутствию и взаимодействию», – говорится в докладе.
В докладе рисуется мрачная картина состояния Вооруженных сил США: их нынешнее состояние оценивается индексом как "слабое" второй год подряд, что «ставит под сомнение способность Америки выполнять обязательства по безопасности и защищать жизненно важные национальные интересы по всему миру».
В 664-страничном докладе делается вывод, что почти ни один род войск США не готов к серьёзному конфликту. Эти проблемы наиболее выражены в ВВС, которые в 2023 году аналитики Heritage Foundation оценили как «очень слабые».
Военная мощь американских ВВС оценивается как очень слабая (very weak), получив самую низкую из возможных оценок.
В разгар холодной войны в 1987 году в составе действующих ВВС было 3082 истребителя, 331 бомбардировщик, 576 дозаправщиков в воздухе и 331 военно-транспортный самолет. С учетом стратегических резервов Национальной гвардии и резерва ВВС в 1987 году общее количество составило 4468 истребителей, 331 бомбардировщик, 704 дозаправщика и 362 транспортника. После распада СССР Соединенные Штаты стали оценивать свои вооруженные силы по их способности выиграть «два одновременных или почти одновременных крупных региональных конфликта (КРК). За последние годы, как считают в Heritage Foundation, эти способности изрядно снизились.
По расчётам Heritage Foundation, в составе ВВС США будет 1932 истребителя, 140 бомбардировщиков, 471 дозаправщик и 274 военно-транспортных самолета.
Это составляет лишь 47% истребителей, 43% бомбардировщиков, 67% дозаправщиков и 76% военно-транспортных самолетов от численности ВВС, «которыми Соединённые Штаты располагали, когда были готовы к войне с равным противником».
«Даже если конгресс выделит неограниченные средства, чтобы оживить производственные линии авиазаводов в случае конфликта с равным противником, для пополнения ВВС потребуется от двух до трех лет», – говорится в докладе.
Индекс военной мощи ВВС США еще более снижается из-за того, что учитываются только истребители с так называемым боевым кодом (combat-coded fighter). Самолеты с боевым кодом и соответствующие эскадрильи – это самолеты и подразделения, которым назначена миссия военного времени. Самолеты, предназначенные для обучения, эксплуатационных испытаний и прочих небоевых задач, не учитываются.
Из-за дополнительных требований к комплектованию военного времени и того факта, что большинство эскадрилий имеют несколько самолетов, которые в любой момент времени нуждаются в ремонте, для переброски [на театр военных действий] двух боеспособных истребительных подразделений вперед требуются ресурсы примерно трех действующих эскадрилий. Это фактически сокращает общее количество действующих истребителей с боевым кодом до 571 самолета.
С учетом имеющих боевой код истребителей стратегического резерва ВВС США имеют всего 885 истребителей, могут быть брошены в бой.
В оценке реальной боевой мощи ВВС США учтен также огромный расход ракет, предоставленных Украине.
Низкие возможности американской военной авиации следуют, по мнению аналитиков Heritage Foundation, из больших сроков эксплуатации и устаревшей авионики большинства боевых самолетов.
То факт, что самые грозные истребители США F-22 в прошлом году стали выводиться из эксплуатации по причине, как мы писали, неудовлетворительных эксплуатационных характеристик, в докладе не упоминается.
В июле 2009 года производство F-22, который получил нелестное прозвище Technological Nightmare (Технологический Кошмар), было прекращено.
Не упоминается также, что истребители-невидимки пятого поколения F-35 фактически небоеспособны. Им нельзя летать в грозу, у них ненадежный двигатель, у них слабый фюзеляж, который не позволяет долго летать на сверхзвуке из-за риска разрушения.
Что касается «невидимости» F-35, то она может быть обеспечена только, если он несёт все свои ракеты внутри фюзеляжа. Если ракеты находятся на внешних подвесках, истребитель становится заметен даже самым старым радарам. Кроме того, даже при минимальной боевой нагрузке F-35 не является малозаметным для российских и китайских радаров, пишет The Daily Beast.
Фактически у США нет боеспособных истребителей пятого поколения, а разработка истребителей шестого поколения (и двигателей к ним), как мы писали, провалена.
Если бы в Heritage Foundation учли ситуацию с F-22, F-35 и провалом перспективных авиаразработок, то им пришлось бы снижать рейтинг ВВС США до «ниже некуда» (nowhere weaker).
Военно-морской флот США получил следующие рейтинги: очень слабая боевая мощь, незначительные возможности и слабая боеготовность (very weak in capacity, marginal in capability and weak in readiness).
В совокупности это дало общий рейтинг «слабый» (week).
«В течение 10 лет этот индекс отслеживал медленный упадок ВМС США, в то время как ВМС Китая модернизировались и росли быстрыми темпами, – сказал в интервью Fox News Digital Роберт Гринуэй, директор Центра национальной безопасности Эллисона при Heritage Foundation. – Между тем у военно-морского флота было слишком мало верфей, чтобы поддерживать свой флот, слишком мало кораблей, чтобы противостоять угрозам, и ошибочное руководство, которое спровоцировало кадровый кризис. Сами по себе расширенные возможности не компенсируют это, и необходимы конкретные действия, чтобы обратить вспять тенденцию к упадку».
В докладе Heritage Foundation ни слова не говорится о том, что в составе американского ВМФ находятся корабли, которые фактически непригодны к участию в войне с равным противником.
В первую очередь это гигантские эсминцы Zumwalt.
Самый дорогостоящий проект ВМС США – суперэсминец-«невидимка» USS Zumwalt («Замволт») – стал предметом насмешек в СМИ и соцсетях. Фотографию эсминца в весьма неприглядном виде опубликовал портал The Drive. Обозреватель издания, известный военный аналитик Тайлер Рогоуэй отметил: «…не очень блестящий вид футуристического военного корабля, радиопоглощающие пластины которого потеряли цвет, а по корпусу струится ржавчина».
Американские военные эксперты ещё до ввода в строй гигантских эсминцев указывали на проблематичность этого проекта. The National Interest в 2015 году опубликовал статью Майкла Пека Battlecruisers: The Glass-Jawed Warship that Failed («Линейные крейсера: провал боевых кораблей со стеклянной челюстью»). «Стеклянная челюсть» – это из боксерского сленга; такое прозвище давали боксерам, которые плохо держат удар.
«Замволты» располагают мощным оружием, «но что будет, если в них все же попадет хотя бы одна ракета? Они будут потоплены или сильно повреждены», пишет Майкл Пек. После того как три эсминца Zumwalt окончательно стали «белыми слонами» (white elephants; русский аналог – чемодан без ручки) американского флота, командование ВМС США решило придать им хоть какой-то смысл, снарядив межконтинентальными баллистическими ракетами вместо «Томагавков». Однако смысл создания и содержания в составе флота таких кораблей уже утерян.
Что касается ударной силы американского ВМФ – авианосцев, то нелишне заметить, что, когда йеменские хуситы стали нападать на проходящие через Красное море танкеры, три американские авианосные ударные группы быстро вошли в кризисную акваторию, но вскоре еще быстрей ушли оттуда, так как американским адмиралам стало ясно, что даже не слишком современные ракеты хуситов смогут нанести грозным авианосцам неприемлемый ущерб.
Если бы аналитики Heritage Foundation учли все это, то оценку американскому ВМФ также пришлось бы снижать до «ниже некуда» (nowhere weaker).
Сухопутные войска (U.S.Army) в Heritage Foundation оценивают выше, чем ВВС и ВМФ.
По оценкам Heritage Foundation, для успешного ведения боевых действий в двух крупных региональных конфликтах армии США необходимо иметь 500 боевых бригадных групп, а сейчас в наличии только 31 (62% от норматива), поэтому боевая мощь армии оценена как «слабая».
Боевые возможности американской армии оцениваются как «незначительные» (marginal) по причине большого числа устаревших вооружений и военной техники.
Оценка общей боеготовности – «очень высокая» (very strong), так как «83% из 31 боевой бригадной группы регулярной армии находятся в высокой степени готовности».
Общая военная мощь армии оценена как «незначительная» (marginal).
Что касается Корпуса морской пехоты (КМП), то аналитики Heritage Foundation считают, что его боевая мощь «слаба». Но поскольку этот показатель у них связан лишь с соответствием численности личного состава введенным самими же авторами доклада нормативам, а руководство КМП считает, что воевать американские морпехи должны не числом штыков, а количеством и качеством современных вооружений и военной техники, и намерено и дальше снижать численность КМП, то справедливость выставленной Heritage Foundation оценки под большим вопросом.
Боевые возможности КМП оцениваются как «сильные», так как командование морпехов успешно модернизирует свои вооружения.
Оценка боеготовности КМП «высокая»: «Корпус морской пехоты продемонстрировал особенно целенаправленную и агрессивную приверженность обеспечению готовности своих сил к действию. Корпус все еще слишком мал, но его силы полностью сосредоточены на боевых действиях. Следовательно, Индекс 2024 года оценивает боеготовность Корпуса морской пехоты как “высокую”».
Новейшее подразделение Вооруженных сил США, Космические силы, имело тот же общий рейтинг, что и армия, занимая маргинальные позиции во всех трех категориях и в целом.
Представляется, что эти оценки не соответствуют действительности и сознательно занижены, так как в докладе Heritage Foundation не учитываются, помимо прочего, спутники Starlink, которые используются Вооруженными силами Украины, получая необходимые данные с военных спутников США.
То, что рейтинг Космических сил США сознательно занижен, говорит о том, что именно их развитие в Пентагоне считают приоритетным и не хотят раскрывать свои реальные возможности по ведению космических войн.
В целом же доклад Heritage Foundation является не столько аналитическим, сколько лоббистским документом. Аналитики фонда, как можно предположить, прекрасно осведомлены обо всех проблемах своих вооруженных сил и используют придуманную ими систему оценок и рейтингов для продвижения интересов американской армии и ВПК, которые за три последних десятилетия изрядно ослабли и утратили свою былую боевую мощь.