Новая антибелорусская информационная кампания Запада – почему именно сейчас?

В чьих интересах попытки дискредитации военных возможностей Минска?

Минск, как и Москва, на протяжении последних нескольких лет находится под жёстким прессингом стран Запада, использующих в своей политике самые различные инструменты. Одним из них является широкомасштабная информационная война, которая не только призвана представить в глазах западного обывателя Белоруссию и Россию в качестве главной угрозы стабильности в мире, но и воздействовать на внутреннюю ситуацию в этих странах. И если антироссийская кампания не прекращается ни на минуту, то «белорусский вопрос» периодически уходит на задний план интересов ЕС и США, возникая лишь тогда, когда этого требует сложившаяся ситуация. Сегодня, как показывают последние события, можно говорить о новой волне информационной войны против Белоруссии, которая ведется по двум основным направлениям.

Во-первых, речь идёт о попытке публично принизить военную мощь белорусской армии, в том числе по сравнению с вооруженными силами стран-соседей республики. Так, в январе в средствах массовой информации некоторых стран Запада, а также в социальных сетях и телеграм-каналах, связанных с белорусской оппозицией и украинскими властями, стал широко обсуждаться появившийся глобальный рейтинг за 2023 год от аналитической компании Global Firepower. Согласно ему, Белоруссия в списке армий мира находится на 64-м месте, в то время как еще год назад она располагалась на четыре позиции выше. При этом, что немаловажно с точки зрения общественного мнения, республику в рейтинге за последние два года сумели обойти Сербия, Казахстан, Болгария, Финляндия, Венгрия, Дания, Португалия, Азербайджан, Сирия, Ирак и даже Эфиопия. Чуть позже эта же компания выдала еще один рейтинг, но уже по военной мощи стран Европы. Здесь Белоруссию расположили чуть ли не в самом конце – на 21-м месте, пропустив вперед даже Болгарию. Причем оказалось, что в обоих рейтингах Украина сумела значительно подняться и стать четвертой после Великобритании, Италии и Франции в Европе и 18-й – в мире (прежде она располагалась на 25-й строчке), обогнав даже Польшу (21-е место). 

По какому принципу определялась Global Firepower мощь армий мира и Европы до конца непонятно, хотя заявляется, что учитывались и военный бюджет, и количество техники, и территория стран, и даже численность населения. Причем стоит заметить, что по большинству условий Белоруссия не может занимать указанные ей места. Например, 2023 год стал рекордным по росту военных трат в республике – на 53%, что даже вывело ее, по данным западных аналитических структур, на четвертое место в Европе по уровню милитаризации. Более того, за последние два года белорусская армия, где и ранее насчитывалось более тысячи танков, сотни самоходных орудий, десятки зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) и пр., значительно перевооружилась, как за счет работы местного ВПК, так и поставок вооружения из России. Так, Белоруссия получила несколько ЗРК «С-400 Триумф», а также оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер». Более того, на территории республики именно в 2023 году вновь появилось тактическое ядерное оружие, о чем не знать в Global Firepower, конечно, не могли. 

К тому же на территории Белоруссии не первый год развёрнута региональная группировка войск Союзного государства вместе с современной военной техникой, а в белорусской армии появились инструкторы ЧВК «Вагнер», о которых на Западе иначе как о самой боеспособной военной компании в мире ранее не говорили. По всей видимости, все это, по мнению составителей рейтинга, не имеет значения, особенно на фоне того, что лидерами по военной мощи в Европе были названы Великобритания с ее неукомплектованным флотом и парой сотней танков, и Италия, где о развитии ВПК и армии не заботились на протяжении последних десятилетий, а военная техника в половине случаев не пригодна к использованию.

Вместе с тем появление такого крайне неоднозначного рейтинга Global Firepower, как и подобных ему, именно сейчас абсолютно не случайно, так как они призваны максимально принизить возможности белорусской армии. Это делается как для того, чтобы успокоить западное общество на фоне очевидного проигрыша Украины в ходе проведения специальной военной операции (СВО), так и с целью вызвать в белорусском обществе страх перед военной мощью соседей и увеличить антивоенные и антироссийские настроения в республике. 

Вторым направлением новой антибелорусской информационной кампании является возвращение в повестку дня вопроса о возможной внешней агрессии в отношении Белоруссии, в том числе при участии белорусских боевиков, воюющих сегодня на стороне киевского режима. Одним из ярких свидетельств этому является недавняя волна «аналитических» записок от военных экспертов, которые первыми опубликовали болгарские СМИ. В частности, сообщалось, что киевский режим планирует сконцентрироваться на захвате Крыма, для чего в качестве отвлекающего манёвра собирается нанести удар по Белоруссии. При этом отмечалось, что поддержать вторжение Украины должны будут белорусские боевики, в том числе напав с северо-запада в направлении городов Браслав и Поставы с дальнейшим захватом этих населенных пунктов. Такой сценарий преподносится как вполне реальный не только так называемыми «военными аналитиками», но и руководством различных военных формирований, состоящих из белорусских радикалов.

В частности, еще в декабре 2023 года в Вильнюсе прошла презентация так называемой «Стратегии перехода к Новой Белоруссии». Среди прочего отмечалось, что в случае вступления Белоруссии в СВО Украина ответит контрнаступлением, в ходе которого на территорию республики зайдут боевики из числа нынешних белорусских военных подразделений. При этом подчеркивалось, что продвижение в глубь республики будет обеспечено «боевым опытом и превосходством в вооружении», что приведет к свержению Лукашенко военным путем, созданию временного правительства, выплате репараций Украине и формированию нового строя и государственного управления «под международным контролем». Именно такой план в настоящее время преподносится руководством беглой белорусской оппозиции как один из самых вероятных. 

В то же время нынешняя попытка убедить всех в том, что белорусские боевики смогут победить регулярную армию Белоруссии, в реальности выглядит как фантазия. Это связано в том числе с реальным положением дел в белорусских «добровольческих» формированиях как на Украине, так и в Польше и Литве, где идет их создание в виде некого «посполитого рушения». Так, самое разрекламированное подразделение – полк имени Кастуся Калиновского (ПКК) уже давно не пользуется доверием даже среди радикально настроенной белорусской оппозиции, что связано с финансовыми скандалами и неадекватностью руководства данного подразделения. Это уже привело к бегству «бойцов» из ПКК, а новых рекрутов больше не стало. Более того, из-за нехватки людей в зоне боевых действий киевский режим начала затыкать дыры именно иностранными наемниками, в том числе белорусами, что уже привело к серьезным потерям в их рядах. Только по официальным данным, в 2023 году было ликвидировано более 40 боевиков ПКК, а сколько в реальности их погибло, сегодня сказать не может никто. Более того, на протяжении последнего года среди «калиновцев» все чаще стали говорить об усталости от военных действий, так как многие рассчитывали на быструю победу над Россией и «освобождение» Белоруссии, чего не случилось.

Дополнительно ко всему в 2023 году кризис белорусского «добровольческого» движения вылился в дробление формирований, воюющих на стороне Киева, каждое из которых сегодня преследует только одну цель – добиться западного финансирования и части от пожертвований, которые продолжают сокращаться. Из того же полка Калиновского выделились уже несколько самостоятельных подразделений, таких как «Террор» или «Танго-Ромео», а параллельно появилась даже «Белорусская освободительная армия», которая в конце декабря 2023 года представила свою форму, символику и знаки различия. Правда, все они, как и ПКК, в реальности не представляют собой серьёзную военную силу, а занимаются самопиаром в социальных сетях, где заявляют о готовности воевать с Россией, хотя никто их в зоне боевых действий не видел и вряд ли увидит. Главное для их руководства – заработать денег и сделать себе определенную политическую карьеру, желательно в Евросоюзе, а не на передовой.

Вместе с тем стоит признать, что последние события вокруг Белоруссии свидетельствуют о том, что планы по вторжению на территорию республики, как на Украине, так и в странах НАТО, по-прежнему существуют. Осуществить их силами белорусских боевиков, конечно, вряд ли удастся по причине их неорганизованности и малочисленности. Однако организовать вылазки диверсантов для дестабилизации обстановки в Белоруссии и отвлечения внимания Минска и Москвы от СВО они вполне могут. Особенно если боевики будут уверены в слабости белорусских властей и армии, в чем их сегодня пытаются убедить всякие военные аналитики и экспертные группы, оплаченные западными спецслужбами. Поэтому неудивительно, что белорусские власти рассматривают такой вариант развития событий как вполне возможный и продолжают усиливать обороноспособность страны ускоренными темпами. Минск не может позволить себе быть спокойным, так как прекрасно понимает, что нынешняя антибелорусская информационная кампания лишь один из этапов в процессе реализации агрессивных планов Запада в отношении Белоруссии. 

Статьи по теме