Российско-индийское энергетическое сотрудничество: проблемы и перспективы

Российско-индийское энергетическое сотрудничество: проблемы и перспективы

Ведя консультации со Штатами, в Нью-Дели проявляют интерес энергетическому рынку России

Как известно, с весны 2022 года Республика Индия (Бхарат) является крупным импортером российской нефти, нередко сопровождаемой дисконтом как минимум в 25%, обусловленным санкционным давлением коллективного Запада на экспорт российского углеводородного сырья. Так, в мае-июне 2023 г. поставки достигли рекордных 2,15 млн. баррелей в сутки, но с тех пор пошло некоторое снижение. В декабре 2023 года они упали до 1,48 млн. баррелей в сутки. 

С началом 2024 года ситуация как минимум остаётся прежней: поставки российской сырой нефти на Индостан продолжили снижаться в январе и достигли 12-месячного минимума. По итогам января с. г. импорт в Индию упал до 1,3 миллиона баррелей в сутки, что на 4,2 % меньше, чем в декабре 2023 г., когда был поставлен минимальный объем нефти за прошлый год. По-видимому, как минимум в первой декаде февраля данная тенденция сохраняется.

Падение объёмов во многом стало следствием политического давления и проблем с оплатой, о чем много писали профильные издания и телеграм-каналы. К примеру, в Нью-Дели объясняли перерыв в закупках нефти с проекта «Сахалин-1» желанием соблюдать условия пресловутого «потолка цен на нефть». Отсутствие договоренностей между Россией и Индией «привело к тому, что около десятка загруженных танкеров с сахалинской нефтью сейчас простаивают в море, ожидая разгрузки». 

Мир благодарен Индии за то, что она поддерживает мировые цены на нефть на приемлемом уровне, закупая её у России, заявил министр нефти и природного газа Хардип Сингх Пури в кулуарах прошедшей в начале февраля в Гоа India Energy Week 2024: «Если мы начнём покупать больше ближневосточной нефти, цена на нефть будет не 75 или 76 долл. за барр., а 150 долл. за барр.». Индия сообщила США, что ее закупки российской нефти держат под контролем мировые цены на нефть и обеспечивая граждан Индии доступным топливом, заявил после переговоров с господином Пури помощник госсекретаря США по энергетическим ресурсам Джеффри Пайетт. По его словам, ограничение цен на нефть в России снизило ее доходы от нефти на треть, но удержало российскую продукцию на мировых рынках, предотвращая дальнейшую дестабилизацию. 

Российские нефтяные компании не рискуют принимать доллары и евро, в то время как индийские партнёры во избежание вторичных санкций Запада воздерживается от платежей в западных валютах. Трудности возникают даже при зачислении средств в дирхамах ОАЭ, выполняющих определённые посреднические функции. Как следствие, на счетах компаний обеих сторон накопились серьёзные суммы в сложно поддающихся конвертации индийских рупиях.  По состоянию на конец августа 2023 г. в индийских банках скопилось около 39 млрд. долл., которые нефтяные компании не могли вернуть в Россию.

Как утверждает Bloomberg, еще в 2022 г. российская сторона предложила Индии платежный механизм, который подразумевает оплату российской нефти в долларах и евро, а остальных товаров – в рублях и рупиях, однако положительное решение до сих пор не принято. Согласно некоторым данным, обсуждается также вариант частичных расчетов по товарному бартеру за поставляемую нефть. Так или иначе, Индия только за 9 месяцев 2023 г. за счёт дисконтного импорта российской нефти могла сэкономить почти 2,7 млрд. долл. 

Пользуясь сложившейся ситуацией, в Нью-Дели теперь предлагают своим энергетическим компаниям и российской стороне выкупить бывшую долю ушедшей из России британской British Petroleum в Роснефти (19,75%). Хардип Сингх Пури не скрывает заинтересованности своей страны «в приобретении нефтяных активов на территории России», упомянув именно эту оставленную бывшими британскими партнёрами долю в российской нефтяной компании, уточнив, что индийские компании «уже намерены» приступить к делу, тем более что «есть российские компании, заинтересованные в расширении участия в нашем нефтеперерабатывающем производстве. Есть индийские компании, желающие приобрести активы по добыче нефти в России».

По некоторым данным, не исключено, что аналогичную инициативу может выдвинуть и ревниво посматривающий в сторону южного соседа Китай, по крайней мере если индийская энергетическая стратегия в отношении России окажется эффективной в средне- и долгосрочной перспективе, в том числе и по части конкретных проектов. Закупая, подобно Индии с дисконтом, углеводороды в подпавших под санкции странах (в РФ, Венесуэла, Иран), в Поднебесной только за 9 месяцев 2023 года сэкономили намного больше – 10 млрд. долл. С учётом же дисконтных поставок в КНР из подсанкционных Судана, Южного Судана и Мьянмы экономия могла превысить 12,5 млрд. долл.

Глава индийского энергетического ведомства упоминает о некоторых судоходных компаниях, получивших «нежелательные предупреждения», и действительно, с конца января американцы озаботились поисками перевозящих российскую нефть судов и их владельцев. Если верить агентству Bloomberg, около половины из 50 танкеров, против которых американское финансовое ведомство начало вводить санкции с октября, перестали получать грузы в России. Похожие планы наличествуют у Евросоюза и у других стран, примкнувших к антироссийским санкциям. Речь идёт о жёстких ограничениях в отношении флота перевозчиков сырья под «удобными» флагами, которые, не исключено, будут вести к дальнейшему к росту вынужденных скидок на российскую нефть (1). 

Впрочем, как говорится, не экспортом единым. Индия является третьим по величине потребителем нефти в мире и четвертым переработчиком, рассказал на пленарном заседании India Energy Week 2024 премьер-министр Нарендра Моди. Отсюда и немалый спрос на поставки оборудования и технологий, имеющихся у многих предприятий из нескольких российских регионов, которые были представлены в Гоа. Помимо «традиционной» энергетики, немало внимания участники конференции уделяли производству биотоплива из растений, а также сельскохозяйственных и бытовых биоотходов, более эффективному использованию выделяемого при работе промышленности углекислого газа и т. д. Обсуждалась и проблема безопасности судоходства на Красном море, что делает более востребованными альтернативные транспортные пути, такие как Международный транспортный коридор «Север – Юг», первоначальное соглашение о котором было подписано в 2000 году Россией, Индией и Ираном.

Несмотря на конкурентный характер индийского нефтяного рынка, доля России на нём составляет 35-40%, причём в Нью-Дели стремятся к долговременному сотрудничеству, исходя из потребностей растущей национальной экономики (в том числе по причине перевода в Индию многих производственных циклов из Европы). Надо полагать, предстоит ещё немало работы для того, чтобы сделать двустороннее российское взаимодействие, причём не только в энергетической сфере, в минимальной степени уязвимым по отношению к деструктивному внешнему давлению.

Примечание

(1) Заметим в этой связи, что от аналогичных «танкерных» санкций в отношении других неугодных государств – экспортёров углеводородного сырья (Иран, Венесуэла…) Штаты воздерживаются. Более того, периодически они даже кое-где смягчаются, косвенным признаком чего стал, например, рост поставок иранской нефти в Китай в 2023 году.