Европейская комиссия в очередной раз пересмотрела в сторону понижения свои прогнозы экономического роста на этот год.
«Наша экономика начала год более медленными темпами, чем ожидалось», – отметил европейский комиссар по экономике Паоло Джентиле 12 февраля в Брюсселе. Оценка роста ВВП еврозоны и Евросоюза была снижена на полпункта по сравнению с последними прогнозами в ноябре до 0,8% и 0,9% соответственно на этот год.
«Между тем, по данным МВФ, ожидается, что ВВП США продолжит расти на 2,1%. В прошлом году одиннадцать европейских государств из двадцати семи находились в рецессии, включая Германию, Австрию, Люксембург, страны Балтии и Финляндию. И наоборот, лучшие показатели были достигнуты на юге континента, в Испании (+2,5%), Португалии (+2,3%) или Греции (+2,2%)», – пишет Le Figaro.
Крупнейшая экономика Союза Германии замедляется: рост ограничен 0,3% в этом году (Берлин даже рассчитывает всего на 0,2%)… Вторая экономика Европы, Франция, чувствует себя немного лучше, прогнозируется рост на 0,9% в 2024 году и 1,3% в 2025 году. Третья по размерам экономики страна, Италия, находится между этими двумя лидерами: 0,7% в 2024 году и 1,2% в 2025 году. Самые слабые показатели у Швеции, чей ВВП, как ожидается, вырастет всего на 0,2% в 2024 году, затем на 1,6% в 2025 году после падения на 0,1% в 2023 году.
«Чемпионом роста в этом году должна стать Мальта (прогноз роста на 4,6%), но это микроэкономика. Ожидается, что в Венгрии, ВВП которой снизился на 0,8% в 2023 году, он восстановится до 2,4% в этом году и 3,6% в следующем году. Глоток свежего воздуха для премьер-министра Виктора Орбана», – отмечает Les Echos.
Бывший локомотив еврозоны Германия сегодня тянет экономику Евросоюза на дно. Кризис в Германии сигнализирует о том, что впереди еще много проблем, пишет Bloomberg. Это экономическая стагнация, проблемы с недвижимостью и самый высокий уровень банкротства компаний в Европе. Эта тенденция усиливается с момента начала украинского конфликта, который привел к резкому росту цен на электроэнергию для энергоемких производителей страны.
Эксперты предполагали, что, после того как немецкая экономика сократилась в последнем квартале прошлого года, в 2024 году ее ждет небольшая передышка, но этого не случилось. Упал спрос со стороны заемщиков на инвестиции в такие отрасли, как машиностроение, производство и технологии.
Управляющий фондом Barings Брайан Мангвиро указывает, что «Германия действительно в беде».
На Всемирном экономическом форуме в Давосе, который прошел в январе этого года, настроения в отношении Германии были далеки от оптимистичных, напоминает Bloomberg. Крупнейшая экономика Европы утратила свою репутацию стабильной и переживает период борьбы, поскольку по мере развития технологий конкуренция растет во всем – от машиностроения до автомобилей, включая электромобили.
«Проблемы европейских корпораций усугубляются на фоне постоянных проблем с прибыльностью и нехваткой инвестиций», – следует из февральского пресс-релиза компании Weil, которая рассчитывает европейский кризисный индекс (Weil European Distress Index) на основе данных более чем 3750 зарегистрированных на бирже компаний и индикаторов финансового рынка.
«Германия оказывается наиболее проблемным рынком в Европе», в то время как экономические перспективы страны «остаются мрачными», предупреждают эксперты Weil.
Цены продолжают расти быстрее среднего в Бельгии (3,5% в 2024 году), Австрии (4%), Венгрии (4,5%), Польше (5,2%) и Болгарии (3,4%), Франция находится в пределах среднего показателя еврозоны (2,8% в 2024 году, затем 2% в 2025 году).
Главы государств и правительств обеспокоены разницей в росте и конкурентоспособности между ЕС и Соединенными Штатами. Бывший премьер-министр Италии Энрико Летта обещал в скором времени представить доклад о том, как лучше использовать рычаги внутреннего рынка для оживления экономики Старого Света. А бывший президент ЕЦБ Марио Драги взялся готовить отчет о проблемах с конкурентоспособностью Евросоюза.
Экспортно ориентированную экономику Евросоюза невозможно в одночасье оживать за счет внутреннего спроса, который к тому же падает. А конкурентоспособность еврозоны без дешевых российских энергоносителей будет падать и дальше.
Из-за отказа от российского газа Европу ждет «невообразимый» и необратимый экономический кризис, пишет японский финансовый аналитик Кадзухико Фудзи. Он указывает, что спасти Старый Свет от опаснейшего экономического потрясения не удастся. Причина в так называемом «отрицательном спреде» (negative spread), с которым столкнулись генерирующие компании Европы, когда стоимость заимствования превышает доход от операций с помощью кредитных средств.
Если энергетика Европы не приносит и не может принести прибыли, то это означает неминуемый крах всей европейской экономики. О чем и предупредил японский экономист.
Отрицательный спред, в который попали энергокомпании ЕС, делает бессмысленным сколь угодно масштабную поддержку их со стороны руководства Евросоюза. Это понимает население, выражая в опросах свой пессимизм. Это понимают и промышленники Европы, ускоренно переводя, как мы писали, свой бизнес в Америку (чего там и добивались).
Одним из факторов, ускоряющих крах экономики еврозоны, является жесткая конкуренция между лидерами Евросоюза, Германией и Францией, переходящая порой в экономическую войну.
Так, осенью 2022 года германский канцлер Олаф Шольц, не посоветовавшись с французами, выделил 200 млрд евро на поддержку немецкой энергетики, что, по мнению Франции, обрекло на энергетическую погибель другие страны Европы. «Париж разъярен из-за запуска в Германии схемы внутренней энергетической помощи на сумму 200 миллиардов евро без предварительных консультаций со своим ближайшим партнером по Европейскому союзу, а также за то, что он отдает предпочтение американскому оружию», – писала тогда The Telegraph.
«В Европе разгорелась новая конкурентная война… немцы нас хотят уничтожить», – ужасалось Le Figaro. SudRadio открыто говорило об экономической войне Германии против Франции.
От войны экономической один шаг до прямого саботажа.
В недавнем докладе французского аналитического центра «Школа экономической войны» (EGE) говорится: «Вмешательство немецких политических фондов и саботаж французской атомной промышленности подчеркивают расходящиеся экономические интересы Франции и Германии».
В докладе подчеркивается, что, «приняв в 2011 году решение об отказе от своей ядерной энергетики, Германия ослабила свою промышленность и экономику. Оказавшись неспособной оставаться конкурентоспособной с Францией, она решила вести настоящую информационную войну, чтобы подорвать имидж ядерной энергетики и повлиять на французскую политику с целью отказа от этого конкурентного преимущества. С этой целью Германия использует признанные инструменты лоббирования, хотя и малоизвестные во Франции: свои политические фонды, связанные с партией и финансируемые федеральным правительством. Фонд Генриха Бёлля, связанный с зелеными, имеет филиал в Париже, что позволяет ему поддерживать ассоциации климатических активистов в рамках сети Réseau Action Climat, в частности, и вмешиваться в национальные дебаты. Фонд Розы Люксембург, со своей стороны, активно присутствует в Африке, где он бросает тень на имидж Франции одновременно с эксплуатацией и производством урана, сырья для ядерной энергетики».
В итоге этой конкурентной схватки в Европе проиграют все.
Высокие цены на газ вынуждают европейские компании переносить производство в США, пишет The Wall Street Journal. «Столкнувшись с заоблачными ценами на природный газ, европейские компании, производящие сталь, удобрения и другие товары, служащие основной экономической активности, постепенно переносят свои предприятия в Соединенные Штаты, где их привлекают более стабильные цены на энергоносители и мощная поддержка правительства», – пишет WSJ.
Это грозит Европе «новой эпохой деиндустриализации», что особенно касается тех компаний, которые производят энергоемкую продукцию.
«Европейские производители не могут прийти в себя после прекращения поставок российского газа», – сетует The Wall Street Journal. «Поскольку европейские страны прекратили закупки российских энергоносителей, это уже привело к резкому спаду в их экономике», – сообщает Daily Telegraph.
«Если разрыв в стоимости энергии между США и остальным миром сохранится, некоторые производственные отрасли обрабатывающей промышленности вполне могут переместиться в США», – заявила Сильвия Арданья, глава отдела исследований европейской экономики Barclays Bank, давая понять, что в Америку будут переводить свои мощности не только европейские производители. «Американская промышленность окажется в выигрыше».
Сколько бы ни стоил газ в Европе, в США расценки всегда будут значительно ниже за счёт значительного расширения производства СПГ из собственных месторождений. Экспорт американского СПГ к середине лета получил мощный импульс за счет ввода в строй дополнительных мощностей на новом терминале Venture Global LNG Inc Calcasieu Pass в Кэмерон-Пэриш, штат Луизиана, а также за счет увеличения производства у ведущего американского экспортера Cheniere Energy Inc.
Аналитики Citigroup опубликовали прогнозы цен на природный газ на 2024 год на североамериканском и европейском рынках, сообщает MarketWatch.
В рамках базового сценария в 2024 году газ в США будет в среднем стоить $2,3 за 1 млн британских термальных единиц (BTU) в первом квартале и $2,1 за 1 млн BTU во втором и третьем кварталах.
Цена газа на площадке TTF в Нидерландах в текущем квартале составит в среднем $8,5 за 1 млн BTU, а во втором квартале повысится до $10 за 1 млн BTU.
Имея такой гандикап, американские компании, торгующие СПГ, нацелились на газовый рынок Европы, стараясь воспользоваться ситуацией и извлечь из нее максимальную прибыль.
А Европа, от которой США добиваются отказа от российских энергоресурсов, стала заложницей ситуации. Страны ЕС вынуждены платить за СПГ Вашингтону, опустошая свои бюджеты и наполняя американский. «Американские бизнесмены, продающие сырьё европейцам, хорошо зарабатывают на нём», – пишет швейцарская газета Blick.
США выкачивают также и финансовый капитал из Европы.
Активнее всего из Евросоюза бежит американский капитал. 106 американских фондов мощно выводят свои средства из ЕС. От европейских активов избавились крупнейший в мире американский инвестфонд BlackRock и крупнейший управляющий активами в Евросоюзе французский фонд Amundi.
Одна из главных причин потери интереса к европейским активам – слишком жёсткие условия Евросоюза по зеленой ESG-повестке (environmental, social, governance), которые навязываются Брюсселю из Вашингтона.
Даже нефтегазовые компании Европы потеряли интерес к инвестициям в проекты, территориально расположенные в пределах Европы, включая добычу на Северном море. Это произошло на фоне напрасных просьб и требований правительств многих стран, включая Великобританию, инвестировать в нефтедобычу. Среди главных причин – всё более жёсткие условия по соблюдению зеленой повестки.
Переток европейского капитала в США затрагивает не только автопром и ряд компаний металлургической, химической и других отраслей. Речь идёт о растущей «эвакуации» в США производителей зелёной энергии.
Мощнейшим стимулом для этого стал принятый 16 августа 2022 года главой США Джо Байденом «Закон об инфляции», который побудил европейцев говорить о начале экономической войны США и Евросоюза.
«Европа и США стоят на пороге экономической войны, которую вряд ли удастся предотвратить, – пишет немецкий деловой портал WirtschaftsWoche. – Закон Байдена о снижении инфляции субсидирует работающие в США фирмы. Это вызвало критику ЕС, не согласного на то, чтобы его компании уходили в Америку».
Отток капитала из Европы продолжает расти. За первую половину 2023 года отток средств из европейских фондов составил $27 млрд. «Когда дело доходит до малоэффективных европейских акций, инвесторы голосуют ногами», – отмечается в отчёте Bank of America.
Забегая вперед, можно с полной уверенностью утверждать, что экономическую войну с Америкой Евросоюз уже проиграл. Соединенные штаты успешно устранили с геополитической арены своего единственного цивилизационного конкурента. Причем послушные вашингтонским кураторам европейские политические марионетки сами приложили к этому фатальному для Старого Света мероприятию свои очумелые ручки.
Интересно, слышали ли они известную историю про унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла?